О необходимости реформирования интернатной системы в Украине
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Более ста тысяч украинских детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки находятся на воспитании в интернатных учреждениях Украины. Сто тысяч детей – сто тысяч судеб, будущее которых зависит от небольшого количества чиновников, решающих их вопросы в своих закрытых кабинетах…
Еще недавно наше общество было уверено, что в Интернате ребенку много не надо: накормлен, одет и обут, и этого достаточно… Но ребенок – это личность. И неважно, сколько ему лет или месяцев. Для него важно не то, во что он одет, для него важно внутреннее состояние уверенности, что он кому-то небезразличен и нужен. Может ли дать Интернат такую уверенность?
Сегодня наше общество впервые за долгое время, наконец, повернулось лицом к проблемам выпускников интернатов и детей-сирот, и делает очень важные шаги в направлении защиты прав ребенка на семью. Мы, наконец, заговорили о реформировании интернатной системы Украины и начали развивать семейные формы воспитания детей, лишенных родительской опеки.
Статистика:
В Украине на начало января 2010 года насчитывалось 100787 детей, оставшихся без попечения родителей
В 2009 году:
- зафиксировано наибольшее кол-во национальных усыновлений и получили развитие приемные семьи и ДДСТ.
- зафиксирован спад общего количества «малышей-отказников» в роддомах за последние несколько лет
- уменьшилось количество детей-сирот в школах-интернатах почти на 40%, а в домах ребенка — на 60%.
- была впервые введена единоразовая помощь при усыновлении для приемных родителей (она равна помощи, которую выплачивают родителям при рождении первого ребенка).
- детям под опекой была в два раза увеличена помощь.
Практически любой ребенок, попадая в интернатную систему, подвергается различным формам насилия – эмоциональному, сексуальному и физическому, которые ломают его волю и эмоциональное развитие. Такие дети не умеют общаться друг с другом, жизнь внутри системы не учит их жизни в нормальном обществе, они не готовы к самостоятельной жизни и абсолютно не представляют себе, что такое модель семьи, как готовить себе еду, решать всевозможные конфликты и пр. Естественно, что большинство выпускников Интернатов в последствии попадают в места лишения свободы, часто из-за незнания элементарных основ жизни общества, или правил поведения. Увы, но существующие Интернаты ничему не учат детей, кроме особенностей жизни внутри Интерната, что приводит в последствии к социальным проблемам этих детей в обществе.
«Помещение детей в учреждения интернатного типа абсолютно не соответствует интересам ребенка. Этот факт доказали многочисленные исследования различных международных организаций. Их воспитанников ничему не обучают - за его стенами взрослые дети остаются один на один со своими проблемами», - говорит Дарья Касьянова, руководитель программ и проектов фонда Рината Ахметова «Развитие Украины».
Несомненно, закрыть в один день все детские дома и интернаты – это не решение проблемы. Количество детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки в наших интернатах остается еще огромным. Что же делать?
Решением проблемы может стать постепенное РЕФОРМИРОВАНИЕ всей интернатной системы Украины. И начинать необходимо с постепенного уменьшения количества детей в таких заведениях, путем увеличения количества и расширения детских домов семейного типа и, конечно же, своеобразной «рекламой» национального усыновления и опеки. На государственном уровне должна быть разработана особая стратегия такого реформирования и полностью отрегулирована система защиты прав ребенка.
Реформирование – уже давно назревшая необходимость, которая поможет каждому ребенку, лишенному родительской опеки, приобрести семью, а Интернатам прекратить свое существование. Нашему обществу осталось сделать первый шаг.
Полезная информация:
www.sirotstvy.net - Всеукраинский портал национального усыновления, на котором сегодня размещено более 10 тысяч анкет детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. За год существования портала более 1000 детей нашли семью.
При поддержке фонда Рината Ахметова «Развитие Украины», в конце 2010 года в Украине вышла книга «Соленое детство» А.Гезалова. «Эта книга о том, как работает «система детского дома», какие там ценности. Название отражает то, что происходит в детских домах», — сказал А. Гезалов, отметив, что сам знает эту систему, поскольку воспитывался в детских домах.
Автор: Элина Скляренко