Выживаниe и развитиe учреждений образования Луганской области

Выживаниe и развитиe учреждений образования Луганской области

Спад промышленного производства, равно как и другие составляющие финансово- экономического кризиса, больнее всего бьет по социальным сферам, финансируемым из государственного бюджета, - образованию и здравоохранению в первую очередь.

Вопросам выживания и развития учреждений образования Луганской области было посвящено недавнее заседание коллегии управления образования и науки ЛОГА. Его участники рассмотрели результаты работы образовательной системы региона в 2008 году и обсудили меры, которые позволят преодолеть последствия мирового кризиса и сохранить полноту и высокое качество образовательных услуг, предоставляемых населению.

Сеть учебных заведений области состоит из 38 вузов, 77 профессионально- технических учебных учреждений, 732 общеобразовательных школ, 41 учреждения образования областного подчинения, 418 дошкольных учреждений, 108 внешкольных учебных заведений.

И, как заявил заместитель председателя Луганской облгосадминистрации Владимир Заблоцкий, действующая сеть всех видов учебных заведений полностью удовлетворяет запросы населения области.

Так, в 2008 году в системе высшего образования обучалось 116,9 тысячи человек, из них получали стипендию 31,3 тысячи. Область занимает 11 место в Украине по численности студентов на 10 тысяч населения.

В разных отраслях экономики работает 2191 специалист с ученой степенью. В целом рост таких специалистов составил 3,7%. Ученое звание доцента имеет каждый второй специалист высшей квалификации, профессора - 8,6%; академика или члена-корреспондента - 4,1%; старшего научного сотрудника - 2,2%. Избраны в государственные академии Украины 6 человек, в международные академии - 21, в отраслевые академии Украины - 64 человека.

Значительный рост специалистов высшей квалификации произошел практически во всех отраслях наук: фармацевтических - 150%, государственном управлении - 50%, политических - 33,3%, ветеринарных - 20%, юридических - 16,1%, психологических - 14,8%, филологических - 10,8%, исторических - 8,6%. В педагогической отрасли работают 2 академика, 3 члена-корреспондента, 16 профессоров, 95 доцентов.

Научно-технические работы выполняли 49 организаций, общий объем таких работ составил 90,6 млн. грн.

"Все эти цифры свидетельствуют о значительном научном потенциале, который мы считаем важнейшим стратегическим ресурсом выхода области из сложившейся экономической ситуации с наименьшими потерями, - отметил Владимир Заблоцкий. - Но для нормального функционирования и дальнейшего развития отрасли образования на Луганщине необходимо найти эффективный механизм управления ею в условиях быстроразвивающегося экономического кризиса".

Что касается системы профессионально-технического образования, то на Луганщине 28,6 тыс. чел. обучаются по 133 рабочим специальностям. Государственный заказ в 2008 году выполнен в соответствии с плановыми показателями - более 12 тыс. чел. Трудоустройство и общая занятость выпускников системы профессионально-технического образования составляет 93%. Кроме того, 2,5 тысячи безработных обучились в этих учебных заведениях по 33 рабочим специальностям.

Профинансированы учреждения профтехобразования в 2008 году на 99,9%. Доход от производственной практики составил 8,4 млн. грн., рост по сравнению с 2007 годом составил 53%.

"Такие достаточно высокие показатели позволяют говорить о стабильном развитии этого звена системы образования области, прогнозировать ее устойчивость в условиях сложной экономической ситуации", - заявил Владимир Заблоцкий.

Что же касается общих расходов на образование, то в 2009 году из средств областного бюджета на эти цели выделено почти 198 млн. грн., около 50 миллионов получили высшие учебные заведения I-IV уровня аккредитации, столько же выделено на общеобразовательные школы и школы-интернаты для детей с альтернативными физическими возможностями. 32 миллиона получили общеобразовательные школы-интернаты и интернаты санаторного типа. По 25 миллионов получили специализированные школы-интернаты и школы-интернаты для детей-сирот.

"Система образования области в 2008 году развивалась стабильно. Достигнутые в 2008 году показатели можно считать основой для дальнейшего развития и преодоления ухудшающейся экономической ситуации в том случае, если все составляющие системы образования области будут взаимодействовать и дополнять друг друга, - подчеркнул заместитель главы Луганской облгосадминистрации. - В нынешней экономической ситуации система образования области должна продолжать продуктивно развиваться и обеспечивать научную разработку стабилизационных механизмов для всех отраслей народно-хозяйственного комплекса региона".

Он отметил, что на 2009 год только в Антраците, Краснодоне, Рубежном, Новоайдарском, Новопсковском и Славяносербском районах местные бюджеты заложили средства, полностью покрывающие годовые потребности учебных заведений, которые находятся у них на балансе. На 15 территориях бюджет закрывает более 90% потребности. Только на 64,8% будет удовлетворена потребность в Лисичанске, не принят бюджет в Кировске. На всех территориях разработаны основные направления деятельности на І полугодие 2009 года с учетом выполнения мероприятий антикризисных программ государственного и регионального уровня.

"Выполнение этих мероприятий потребует не только рационального использования бюджетных средств, но и выполнения программ, которые позволят эти средства сэкономить и перераспределить в случае необходимости", - отметил заместитель губернатора. При этом важнейшим направлением было названо энергосбережение. Реальная экономия энергоресурсов - это основной путь увеличения средств на содержание и развитие учреждений образования.

Несмотря на экономические проблемы, главным назначением системы образования остается обеспечение качества образования и равного доступа к нему для всех категорий учащихся. В этом основная роль принадлежит учителю: от его уровня профессионализма зависит качество усвоенных учениками знаний. Поэтому необходимо выполнять требование закона о том, что каждые 5 лет учитель обязан повысить квалификацию.

Еще один важный аспект - финансирование внешкольного образования. Из областного бюджета на эти цели выделяется 7,2 млн. грн., и Владимир Заблоцкий заявил о недопустимости сокращения финансирования занятости детей и подростков во внеурочное время.

Участники коллегии также обсудили проблемы обеспечения качества образования в малокомплектных сельских школах и школах кризисных населенных пунктов. По словам заместителя губернатора, решение о закрытии малокомплектных школ должно сопровождаться четкой экономической программой. Если же громада оставляет малокомплектную школу, то ее финансирование должно быть реальным и достаточным. В области имеется апробированный опыт организации школьного округа в Кременском районе, это - перспективный путь реорганизации системы образования на региональном уровне. Также эффективным является создание в сельской местности комплексов "общеобразовательная школа - детский сад". Это даст возможность выполнить и требования моратория на закрытие школ, и учесть интересы громады.