Дифференцированный подход к физическому воспитанию
- Автор
- Дата публикации
Соответствуют ли существующие нормативы по физическому воспитанию здоровью детей? Почему на уроках физкультуры умирают дети? Что делать, чтобы таке не повторялось? В последнее время эти вопросы не сходят с уст педагогов, учителей и родителей. А вот медики начали искать на них ответы задолго до того, как на уроках физкультуры погибло несколько школьников. Шесть лет назад отделение медицинских проблем здорового ребенка и преморбидных состояний Института педиатрии, акушерства и гинекологии АМН Украины начало научно-исследовательскую работу по определению уровня здоровья детей и их адаптационных возможностей. Иными словами, могут ли современные школьники сдавать тесты по физкультуре, разработанные более десяти лет тому назад. Как выяснилось, могут, но только 20%. Остальные дети имеют неудовлетворительный уровень адаптационных возможностей, поэтому для них нужно разрабатывать дифференцированную систему обучения: давать те физические нагрузки, которые детям под силу и которые не причинят вред здоровью. Подробнее о результатах научно-исследовательской работы и о преимуществах дифференцированного образования рассказала доктор медицинских наук, профессор, заведующая отделением медицинских проблем здорового ребенка и преморбидных состояний Института педиатрии, акушерства и гинекологии АМН Украины Людмила Викторовна КВАШНИНА.
- Людмила Викторовна, почему ваше учреждение взялось за эту проблему еще шесть лет назад, ведь тогда вопрос о несоответствии тестов здоровью детей не стоял так остро, как сегодня?
- Основная задача нашего проекта - разработать нормативы физической нагрузки для детей школьного возраста в соответствии с уровнем адаптационных возможностей организма. За 2008 год мы обследовали более 360 детей киевских школ (брали анализ крови, мочи, учитывали данные лабораторных карточек, состояние вегето-сосудистой и нервной систем). На основе этих результатов из всех проверенных детей для дальнейшей работы отбирали только здоровых. Таких из всех обследованных школьников (а за все годы это более 2000) было всего 13%. Поскольку в состоянии покоя обнаружить нарушение невозможно, мы давали здоровым детям пробные нагрузки: они приседали определенное количество раз за отведенный промежуток времени, после этого им делали кардиограмму. На основании этого и определяли уровень физической работоспособности.
По нашим результатам, 82% здоровых детей не выполняют нынешних нормативов, то есть не вкладываются в те минуты и секунды, которые предназначены для того или иного теста. Также мы определяли адекватность показателей сердечно- сосудистой системы к выполнению нагрузок. Приблизительно у 33% детей сердечно-сосудистая система неадекватно реагирует на те или иные нагрузки. Поэтому мы предлагаем вдвое уменьшить нормативы, а учитывая нагрузку и состояние здоровья ребенка, делить детей на специализированные группы и для каждой назначать свою физическую нагрузку.
- Разрабатывая новую систему физических нагрузок, на что нужно обращать внимание в первую очередь?
- Все зависит от того, какую программу обучения выберут наши педагоги. Однако разрабатывая любые нормативы, нужно обязательно учитывать реальные возможности детского организма. Должно существовать несколько программ в зависимости от уровня здоровья. Например, дети с низким уровнем адаптационных возможностей не сидят на скамейке во время урока, когда их одноклассники бегают или прыгают, а выполняют определенные упражнения, которые им под силу. К сожалению, мало педагогов использует творческий подход на уроках физкультуры и работает индивидуально с каждым ребенком. После того как ребенок переболел и снова выходит на занятия, медицинская сестра должна проверить уровень физической работоспособности ребенка и определить, какие нагрузки ему можно выполнять. Подобные мониторинги должны проводится в школах в начале каждой четверти, особенно внимательно следует изучать состояние здоровья детей, у которых низкий уровень работоспособности и которые часто болеют. Учебная четверть - это именно тот срок, за который может измениться уровень физической работоспособности ребенка, если нормально его развивать и помогать ему, и не только физкультурой, но и медикаментозными методами.
Адаптация - это определенный маркер уровня здоровья ребенка. По данным исследования, только треть детей имеет удовлетворительный уровень адаптации, у остальных она либо занижена, либо на грани срыва. Параллельно мы изучали уровень физической работоспособности. К сожалению, количество детей со средней и выше средней работоспособностью невелико - около 3%. Раньше дети были намного более активными. Конечно, если ребенок целыми днями сидит за партой, телевизором или компьютером, а потом приходит на урок физкультуры, где нужно сразу бежать на время, не удивительно, что могут возникать трагические случаи. Речь идет о детренированности организма. С одной стороны, ребенок может быть здоровым, а с другой - совершенно неготовым к таким нагрузкам. Соответственно, сердечно-сосудистая система не выдерживает, и происходит срыв.
Сегодня педагоги предлагают новую программу физического воспитания, которая эти тесты полностью отменяет. Но отказываться от них вообще не стоит. По нашими данным, более 20% детей все же их выполняют. Поэтому нужен дифференцированный подход. Также мы предлагаем проводить для первоклассников, которых набирают на обучение, не только психологические или учебные тесты, но и определять уровень физической работоспособности, чтобы преподаватель знал, в какой группе может работать ребенок. Нужно отменить в тестах оценивание, чтобы дети не чувствовали, что над ними висит оценка и они должны добежать до финиша, несмотря ни на что. Это повысит мотивацию посещения уроков физкультуры в школе. Также нужно проводить занятия физкультурой в несколько свободной форме, когда ребенок делает то, что ему больше всего нравится, тогда интерес к предмету значительно повысится, а подвигаться 45 минут захочет каждый, но кто-то будет гонять мяч, а кто-то - отжиматься.
- То есть вы предлагаете детям делать на уроках то, что им хочется?
- Но с учетом максимальных нагрузок для каждого ребенка. Ведь как показали наши исследования, больше всего трудностей у детей возникает, когда они сдают тест на скорость и выносливость. В первую очередь нужно полностью пересмотреть систему образования. Медики дали свои советы и рекомендации, но вопрос в том, кто конкретно их будет выполнять. Так, всего 20% выпускников-учителей физкультуры идут работать в школы. Та же ситуация со школьными врачами. Но их в школе и не будет, ведь сегодня врачей-педиатров катастрофически не хватает. На одного врача приходится от четырех до шести участков. Мы сравнивали, отличается ли состояние здоровья детей в городе и селе. Некоторые отличия есть, и зависят они от уровня экологической загрязненности, режима питания, ведь качество продуктов сегодня оставляет желать лучшего. Нынче дети употребляют намного меньше белков или витаминов, чем необходимо, при этом ассортимент продуктов вроде бы большой, но большинство из них некачественные. Опять же ответственность за то, что едят дети, несут родители (более 46% родителей не знают, что происходит с их детьми в течение дня).
- На каком этапе ваша научно-исследовательская работа сегодня?
- Сейчас мы попытаемся воплотить в жизнь наши разработки совместно с Министерством образования и науки и Министерством по делам семьи, молодежи и спорта. Но к мнению медиков почему-то редко прислушиваются. Конечно, существующие нормативы давно устарели, но ведь мы когда-то их выполняли, может, какие-то трагические случаи были и 10 лет назад, просто об этом молчали. Другое дело, что факторов, влияющих на здоровье детей, становится значительно больше: экология, режим питания, здоровый сон. Так, более 38% детей сидит за уроками сверх положенного времени, это, как правило, девочки. Поэтому в первую очередь следует реально оценивать состояние здоровья ребенка и на основе этого разрабатывать учебную программу.