Игрушка-посредник между взрослым и ребенком

Автор
Игрушка-посредник между взрослым и ребенком

Некоторым взрослым игра с детьми дается легко и органично, как герою Джонни Деппа в фильме о создателе сказки «Питер Пэн». Но, кажется, многим из нас добровольно и с удовольствием общаться в пространстве игры, таком комфортном и понятном для детей, совсем не просто. Чтобы побудить своего внутреннего ребёнка выйти поиграть, нам, взрослым, зачастую нужен посредник, инструмент. Это может быть и обыкновенный мячик, а может — ненадоедающая, развивающая, многоуровневая, в то же время забавная и трогательная «цяцька». Именно такие испытывает директор Исследовательского центра игровой лаборатории «Фишер-Прайс» доктор Кэтлин Альфано.

Если существует мода на игрушки, — а у меня этот факт сомнения не вызывает, — то, безусловно, самыми модными сейчас в Украине можно считать «Розумне цуценя» и «Чарівний горщечок», развивающие украиноязычные игрушки, выпущенные американским производителем и адаптированные для украинского рынка. Как и положено раскрученному американскому продукту, они уже показаны в телешоу и куплены всеми «селебритиз» отечественного бомонда, о чём не раз писали вездесущие журналисты.

Приглашение взять интервью у американского психолога Кетлин Альфано стало поводом поговорить о роли игрушек в особом мире детей.

— Интересно, сильны ли отличия в играх украинских и американских ребят?

— Скорее, можно утверждать, что маленькие дети во всём мире играют похоже. Я вижу это, посещая с нашими игрушками разные страны мира. И всё же особенности есть. Это и незнакомые герои детских сказок, мультфильмов, телепередач, которых я увидела в магазинах игрушек. Отличия носят, конечно же, культурный характер, хотя есть детские персонажи, одинаково любимые во всём мире, такие, как Винни-Пух. Каждая страна имеет свою культуру, это обязательно отражается в играх детей. И ещё: здесь, в Киеве, я заметила: люди очень рады тому, что предлагаемые нами игрушки говорят по-украински. Хотя на улицах звучит и русская речь, а в детских садах, школах, детских учреждениях, которые мы посещали, нас часто приветствовали и по-английски.

— На украинский рынок попадает множество некачественных, зачастую небезопасных игрушек. Как вы гарантируете качество игрушек?

— Мы тщательно тестируем их в нашей уникальной лаборатории. Дети и родители играют под наблюдением психологов, инженеров, дизайнеров. Никакой анонимности перед потребителями. Мы отвечаем за техническую и психологическую безопасность каждой игрушки, выпущенной компанией «Фишер-Прайс», которую я представляю в Украине.

— Как, на ваш взгляд, игрушки влияют на развитие ребенка?

— Психологи используют игру как универсальный и доступный язык для разговора с ребёнком, который помогает малышу выразить трудновыразимое. Родители, воспитатели, педагоги могут делать то же самое. Если ребёнок проявляет страх или агрессию, самое главное — не запретить или осудить негативную эмоцию, а понять её происхождение. Не просто запретить ребёнку бросать или ломать игрушку, а понять, почему ему хочется это делать. Сама по себе игрушка не может вызвать агрессию или страх. Если эти эмоции возникают, то они связаны с отношением, с какой-то историей. Игра — хороший случай и прояснить, и пережить эту страшную или злую историю.

Достать, собрать игрушку, почувствовать радость от завершённости действия, придумать и разыграть историю, изменить её в лучшую сторону — всё это возможно в игре, которая отражает полный спектр детских ощущений и эмоций, помогает взрослым понять, почему ребёнок испытывает определённые чувства и какие именно.

— Мы привыкли, что с помощью игрушки можно успокоить, отвлечь, развлечь малыша. Но неужели можно всерьёз говорить об интеллектуальном развитии маленьких детей — основных клиентов док­тора Альфано?

— Внутренний мир малыша, как интеллектуально, так и эмоционально, развивается в процессе игры. Специалистам хорошо известна также определяющая роль и связь мелкой моторики руки ребёнка с его последующим интеллектуальным развитием.

— Во всём мире это называют особыми потребностями, у нас пока — дефектами. Те, кто выбрал своей профессией учить незрячих, глухих, немых, с другими особенностями развития детей, в университете изучают не специальную педагогику, а дефектологию. И в дипломе у них записано — дефектолог. Для детей с особыми потребностями вы что-нибудь предлагаете?

— Невозможно игнорировать проблему особых потребностей. На сайте компании «Фишер-Прайс», выпускающей игрушки, представляемые сейчас Украине, есть большой раздел вопросов и ответов об особенностях игры именно с такими детьми. Возмож­но, в будущем появятся и специализированные игры для малышей с различными особенностями развития. Но пока специальных игрушек компания не выпускает: хотя бы потому, что буквально у каждого ребёнка можно обнаружить свои особые, индивидуальные потребности, а «выравнивая» интересы разных малышей, мы выполняем задачу их успешной адаптации и социализации, приспособленности к универсальным, одинаковым для всех людей условиям жизни в обществе.

— А есть ли дети с особыми познавательными потребностями?

— Если такие потребности про­являются с раннего возраста, их необходимо поддерживать. А если не проявляются — вызывать к ним интерес. В любом случае эмоционально окрашенное общение с ребёнком будет фактором, позитивно влияющим на развитие.

— Сейчас существуют методики очень раннего, с полутора-двух лет, обучения чтению. Нужно ли это?

— Родители любят показывать детям буквы и цифры. Но ребёнок научится читать тогда, когда будет к этому готов. Пусть буквы попадают в поле зрения ребёнка, пусть привыкает к их виду. Вот, например, на одежде умного щенка они просто так нарисованы вразброс. На частях тела написаны их названия. Если ребёнок захочет узнать буквы — он должен иметь такую возможность.