Как заработать на производстве органических продуктов?
- Автор
- Дата публикации
- Автор

«Пусть прозвучит странно, но наши коровы питаются лучше, чем большинство украинцев», – говорит председатель наблюдательного совета «ЭтноПродукт» Олег Жуковский.
Отказ от применения пестицидов, синтезированных удобрений, химических средств защиты растений, трансгенных семян, антибиотиков, гормонов, а также использование особенного севооборота – это то, на что идут производители органических продуктов. Оценили ли их усилия украинские потребители?
Долгий путь
В 2008 г. Олег Жуковский купил четыре хозяйства в Черниговской области и занялся органическим земледелием и животноводством. Но только в прошлом году все его фермы – 8 000 га и стадо на 2 500 голов – получили сертификат органического производства ЕС, а вместе с ним право ставить европейский логотип Organic на молоко, мед и продукцию растениеводства.
Урожайность органического картофеля составляет 60% по сравнению с обычной картошкой. Урожаи зерновых уменьшаются примерно на треть
Ради небольшого зеленого значка на упаковке пришлось постараться. Четыре года назад на фермы «ЭтноПродукта» приехали специалисты швейцарского Института экологического маркетинга и взяли десятки проб грунта, чтобы удостовериться, что в нем нет тяжелых металлов и радиации.
Так был запущен процесс трансформации хозяйства из традиционного в органическое. Переходной период обычно длится два-три года, в течение которых компания должна следовать всем принципам органического земледелия, но реализовывать свою продукцию как органическую права еще не имеет.
Урожаи у органических хозяйств меньше. К примеру, урожайность органического картофеля составляет 60% по сравнению с обычной картошкой. Урожаи зерновых уменьшаются примерно на треть. Объемы механической работы и ручного труда растут. С бурьянами приходится бороться в основном прополкой, прочесыванием верхнего слоя почвы или высаживанием затеняющих культур, которые не дают взойти сорнякам.
Подпитка грунта – отдельный разговор. Олег Жуковский с нескрываемым

восторгом показывает фотографии с экспериментами по производству органических удобрений. Рог, наполненный коровьим навозом, закладывается на определенное время, глубину и в определенную фазу луны под землю. На выходе – продукт, улучшающий гумус в почве.
При правильной работе с грунтом урожайность в растениеводстве можно улучшить. Но органикам никогда не достигнуть, к примеру, надоев индустриальных коров, которые дают около 10 т молока в год – в европейских фермерских хозяйствах и 6-9 т – в украинских. Для сравнения, корова в хозяйствах «ЭтноПродукта» приносит три тонны молока в год.
Такой бизнес подходит не всем. «Среди наших клиентов были крупные компании, но они не смогли выполнить все требования. Потеря статуса органического производителя – не такая уж редкость на рынке», – говорит менеджер качества компании «Органик Стандарт» Ксения Гладченко. Массовым это производство не может быть однозначно. Даже в странах с развитым органическим земледелием, оно занимает не больше 5-8% рынка.
Всего в Украине около 150 компаний, получивших органический сертификат. В основном – это производители зерновых, овощей, ягод, соков, круп, муки. «Оптовику я продаю свой картофель по три гривны за килограмм. А в супермаркете он будет стоить – 14 грн.», – говорит Галина Илляш, председатель кооператива «Надия», получившего два года назад органический сертификат на производство овощей.
Но и такая премия за приложенные усилия ее устраивает. Ведь остальные производители продают картошку по 90 коп. за килограмм. Сейчас члены кооператива выращивают органические продукты на 20 га. В 2011 г. они продали продукции на 100 000 грн.

Стоимость органических продуктов в Украине в разы выше, чем обычных (в США или Германии разница в цене – 10-15%). Далеко не все покупатели готовы столько переплачивать. Сеть магазинов «Натур Бутик», которая специализируется на продаже органической и натуральной продукции, работает на рынке пятый год. Магазины сети обслуживают от 100 до 300 человек в день, количество клиентов стабильно.
Рынок сертифицированной органической продукции в Украине невелик – €5 млн в 2011 г., по оценке Федерации органического движения Украины.
Около тысячи магазинов реализуют органические товары, но меньше ста из них, утверждает глава Федерации органического движения Украины Евгений Милованов, осознанно занимаются развитием этой категории. Поэтому часто на одной полке соседствуют сертифицированные органические продукты и псевдоорганические товары.
Крупные производители промышленных яиц, которые продают продукт в супермаркетах, используют словосочетание «органические яйца» просто как маркетинговую уловку.
Компании все еще запросто пользуются неосведомленностью потребителя и играют на чувствах «чем дороже, тем лучше». К примеру, шесть сертифицированных производителей предлагают органическое молоко и молочные продукты, а «примазавшихся» к органикам – еще несколько небольших фирм.
Похожая ситуация на рынке куриных яиц. С двумя сертифицированными

фермерскими хозяйствами в Винницкой и Закарпатской областях конкурируют крупные производители промышленных яиц, которые продают продукт в супермаркетах, используя словосочетание «органические яйца» просто как маркетинговую уловку. «Соотношение продуктов, соответствующих стандартам ЕС в органическом производстве и продуктов, просто названных производителей органическими, 50 на 50», – подсчитал Жуковский.
Рынок пока еще не оправдал его ожидания. До сих пор «ЭтноПродукт» продавал меньше 20% молока, как органическое. Остальное совсем по другой цене приходилось отдавать переработчику, которого мало заботит «здоровое» происхождение сырья. Но совсем скоро ситуация может измениться. Жуковский запустил молокоперерабатывающее предприятие с мощностью 4 т за смену на старте и надеется, что оно будет перерабатывать все молоко с его ферм.
По информации //forbes.ua
Читай также: Органические продукты в Украине: ищем и находим