Органический, натуральный, экологически чистый продукт – в чем разница?

Органический, натуральный, экологически чистый продукт – в чем разница?

Мы живем в мире огромного потока информации, высоких технологий и больших возможностей, что существенно сказывается на нашем выборе, в том числе и еды: в составах продуктов появились неизвестные ингредиенты, цвет и вкус «близок к натуральному», а обещания производителей сулят 100% здоровье и долголетие. К еще большему замешательству приводят пестрящие на этикетках надписи «экологически чистый продукт», «натуральный», «био», «традиционный», «домашний», «органический» и др. К сожалению, «винегрет» понятий и их определений существует не только в головах обычных потребителей (то бишь нас с вами), но и в кабинетах самих производителей, в их умышленной неохоте разобраться, густо приправленной огромным желанием продать свой товар.

Понять что к чему действительно нелегко, однако, давайте попробуем. Начнем, пожалуй, с органического продукта.

Органический продукт – продукт, выращенный без применения синтетических пестицидов и минеральных удобрений, ГМО, стимуляторов роста, антибиотиков и прочих вредных веществ. Безопасность и качество продукта подтверждаетсяобязательной(!!!) сертификацией каждого этапа производства: в почву на протяжении трех лет запрещено вносить любые вещества химического происхождения, в животноводстве практикуется подход свободного выгула животных, переработка сырья осуществляется на отдельных мощностях во избежание смешивания и т.д. Органический сертификат выдается специальным сертифицирующим органом и подтверждает соответствие производства данного продукта европейскому стандарту органического производства (существуют также американский и японский стандарты).

Натуральный продукт – это продукт, созданный самой природой (ант. –генно-модифицированный продукт), переработанный без применения высоких технологий глубокой переработки, однако, это еще ничего не говорит о его безопасности и качестве. Например, апельсины, из которых произведен натуральный апельсиновый сок, могли быть выращены с применением синтетических пестицидов и минеральных удобрений. Или, к примеру, домашние помидоры, выращенные на нашем огороде, имеют прекрасный вкус и аромат, однако, кусты приходиться брызгать от болезней и вредителей, а эти яды, безусловно, в остаточном количестве присутствуют в плодах.

Эко-продукт или экологически чистый продукт. Эти понятия не имеют однозначного определения и разобраться, что имел в виду производитель возможно только подключив воображение и прозорливость.

А) Эко=органический. Путаница и подмена понятий возникает при покупке импортных органических продуктов, так как некоторые страны ЕС на законодательном уровне закрепили за понятием органического продукта маркировку «эко». Однако, в украинских реалиях органического рынка это далеко не одно и то же.

Б) Эко=органический без сертификации. Дело в том, что пройти органическую сертификацию – довольно дорогое удовольствие, поэтому мелкие производители, придерживаясь принципов органического производства, не могут позволить себе гордо называться органическими, однако их продукт владеет всеми характеристиками такового.В)Этой же ситуацией удачно пользуются недобросовестные компании, которые с «органикой» не имеют ничего общего, однако, видят в этом прекрасный инструмент продвижения своего товара на рынке.

Г) Эко=ISO:14024. На сегодняшний день существуют нормы Международной организации стандартизации ISO:14024, что, не вдаваясь в подробности, тоже не имеет ничего общего с органической сертификацией, но имеет некоторое общее экологическое преимущество в категории похожих товаров. Например, техника, которая потребляет меньше энергии или может быть утилизирована с минимальным вредом для окружающей среды. На сертификацию по стандарту ISO:14024 могут быть заявлены любые товары, кроме фармпрепаратов, медоборудования и табачных изделий.

Самое печальное в сложившейся ситуации то, что совестного производителя с качественным и безопасным продуктом отличить могут немногие: за маркировку «эко-продукт», «натуральный», «био» и т.д. нерадивых предпринимателей к юридической ответственности привлечь нельзя – нет соответствующего законодательства. Поэтому, выход один: внимательно читать этикетку, уметь отличить органический продукт от остальных, собирать информацию о производителе и самообучаться. Осведомлен – значит вооружен!