Детский аутизм: как распознать, и что с этим делать
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Детей-аутистов становится все больше. 10 лет назад это заболевание диагностировали у одного малыша из 1000, то сегодня на 150 здоровых детей приходится малыш с нарушениями аутического спектра. У каждого районного педиатра на участке есть 2-3 ребенка с аутизмом. Что это за болезнь, и как понять, что ваш малыш не попал в эту статистику?
Не смотря на рост проблемы, мало кто из обычных педиатров умеет выявлять аутизм, и знает, что посоветовать родителям. А ведь, чем раньше начинается коррекция проблемы, там легче ребенку будет адаптироваться среди обычных людей.
Речь именно о коррекции, а не о лечении. Потому что аутизм, строго говоря, это и не болезнь вовсе. Это способ восприятия мира, который сильно отличается от обычного. И, чтобы жить в обычном мире и общаться с обычными людьми, аутистам приходится прикладывать немалые усилия.
Что такое аутизм
То, как мы видим, слышим, ощущаем окружающий мир, зависит от того, как наш мозг воспринимает и обрабатывает сигналы от органов чувств. В мозгу аутистов система получения и обработки сигналов по какой-то причине «поломана». Зрительные образы, звуки, тактильные ощущения смешиваются для них в кашу. Шепот может восприниматься, как сирена, ласковое поглаживание — как ожог, речь, обращенная к ним — как монотонный неразличимый гул. Аутисты живут рядом с нами, но их мир радикально отличается от нашего, и реагируют они на него совсем не так, как обычные люди.
Как ведут себя аутисты
Аутизм имеет десятки вариаций, от легкого поведенческого расстройства до тяжелой умственной отсталости и инвалидности. Но признаки, по которым можно выявить его на ранней стадии, практически у всех малышей одинаковы.
Ребенок не смотрит в глаза. Он может смотреть, как шевелятся губы, как движутся руки, но зафиксировать взгляд на глазах для него невозможно.
Ребенок не говорит без крайней необходимости, и не реагирует на обращенную к нему речь. Вместо этого он может часами монотонно повторять одно и то же слово или словосочетание. Ребенок пытается избежать контактов любыми судьбами — прячется, отворачивается, уходит.
Ребенок не нуждается в ласке и даже избегает ее. Противится прикосновениям, не выносит объятий.
Игры малыша-аутиста очень своеобразны. Он может бесконечно повторять одно и тоже монотонное действие: крутить колесо машинки, выкладывать предметы рядами. Играть с другими детьми отказывается наотрез.
Ребенок с аутизмом не копирует поведение взрослых. Собственно, этот симптом — основная преграда для аутистов, которая мешает им адаптироваться в жизни. У них не работает механизм копирования, благодаря которому дети перенимают у взрослых опыт и правила. Обычный ребенок будет чистить зубы или переходить дорогу на зеленый свет только потому, что так делают его родители. Ребенку-аутисту, чтобы усвоить такие элементарные правила, нужно провести огромную работу.
Дети-аутисты — невероятные консерваторы. Они с огромным трудом адаптируются к новому, даже если это только мелочи. Им важно, чтобы все имело установленный сценарий: распорядок дня, маршрут прогулки, меню. С едой у них тоже сложные отношения. Аутисты принимают только ограниченный перечень продуктов, а от остальных отказываются наотрез. Все новое — еда, обстановка, люди — нервирует и тревожит такого малыша, и может стать причиной истерики.
Что делать с аутизмом у ребенка
Поскольку аутизм — не болезнь, а способ работы мозга, вылечить аутиста невозможно. Но можно помочь ему адаптироваться в нашем мире, и находить общий язык с обычными людьми. Чем раньше начинаются коррекционные занятия, тем успешнее будет адаптация. Ребенок найдет себя, найдет контакт с окружающим миром, и сможет добиться немалых успехов. Ведь аутизм часто сопровождается удивительными способностями либо в творческой, либо в научной сфере. Но, чем дольше оттягивать диагностику и коррекцию, тем прочнее будет стена между ребенком и миром.
Родители могут заметить необычное поведение ребенка уже с возраста 1,5 — 2 лет. Для разного возраста существуют специальные диагностические тесты, которые помогают медикам более точно определить потенциальную вероятность развития аутизма у ребенка.
Аутичный спектр заболеваний очень широк, поэтому нет никакой единой системы коррекции. Для каждого малыша, с его личными аутическими особенностями, подбирается индивидуальный комплекс методов. Часто коррекционную работу приходится проводить всю жизнь.
Фото: depositphotos