Психологическое напряжение: как родители влияют на детей
- Автор
- Дата публикации
Непростое время переживает сегодня вся страна. Как справляться с повышенной степенью заражения отрицательными эмоциями расскажет психолог Наталья Канская.
Больше четырех месяцев, мы все пребываем в состоянии травмы, которую можно сравнить с открытой раной. Чем больше зона зараженности негативными эмоциями (город, регион), тем ярче проявление симптомов.
У взрослых людей основные симптомы психологической травмы таковы:
- повышенный уровень тревоги,
- избегание контактов с окружающими,
- заторможенность,
- замедленная речь,
- амимимичное маскообразное лицо,
- панический страх при малейшем изменении ситуации.
Наблюдаются хаотичные, нецеленаправленные действия, есть выраженная агрессия, но есть и подавленная: отказ от еды, аутоагрессия (самообвинение), высокая напряженность, капризность, негативизм.
Связь "Родитель плюс Ребенок"
При появлении изменений в состоянии и поведении у детей, родители часто испытывают некомпетентность в сочетании с беспомощностью, чем невольно способствуют закреплению у ребенка негативных поведенческих стереотипов.
Чувство беспомощности у родителей смешивается с ощущением недостаточной осведомленности о механизмах действия травмы и возможных действиях, о том, где получить помощь и доступ к ней.
Родители все чаще боятся отпускать детей, даже ненадолго одних, а дети хотят все время находиться возле родителей.
Одновременное переживание травмы "взрослый плюс ребенок", возникновение сильной симбиотической связи на бытовом уровне приводит к ослаблению эмоционального контакта между родителями и детьми.
Иногда страх заразить детей своим негативным эмоциональным состоянием заставляет родителей занимать позицию эмоционального холодного Родителя. Психологическое состояние родителей меняется медленнее, и препятствует нормализации поведения детей.
Родителям намного больше, чем детям, требуется времени для пониманияи возможности признавать свои страхи, гнев и тревогу в безопасном окружении.
Недостаточная критичность к собственному психологическому состоянию также нередко приводит к избеганию и нежеланию обращения за психологической помощью, несмотря на достаточное наличие бесплатных центров по оказанию психологической помощи, горячих телефонных линий.
Важно помнить, что состояние детей выходит за рамки нормальной реакции горя и требует психологической коррекции в случае проявления таких основных симптомов:
- Нарушение сна: трудности с засыпанием и поддержанием сна.
- Чувство отчужденности и отдаления от других, которое проявляется в изменении привычного общения со сверстниками.
- Трудности сепарации: стремление постоянно находится с родителями, нежелание спать одному, нежелание идти в школу.
- Боязнь оставаться в одиночестве.
- Сонливость и инертность.
- Нарушения функций мочевого пузыря и повышенная утомляемость.
- Временное нарушение памяти и научения, особенно способности усваивать и удерживать новую информацию.
- Повышенная настороженность и подозрительность.
- Навязчивые мысли.
- Страх, повышенная раздражительность.
- Чувство вины.
- Утрата жизненных перспектив.
- Депрессия.
- Повышенный уровень тревоги, вплоть до приступов паники.
- Отказ от еды.
Реабилитационный период после психологической травмы для детей достаточно долгий и составляет от 2-х до 3-х лет.
Что можно предпринять?
В первую очередь, то, что доступно, всем родителям.
Восстановления сна и питания. Четкий распорядок дня, отход ко сну не позже 22.00, пятиразовое полноценное питание.
Совместная утренняя зарядка повышает уровень серотонина, эндорфина и других химических веществ в организме, а также создает позитивное настроение на целый день и благоприятное условия для работы центральной нервной системы ребенка.
Второе, при обнаружении нескольких симптомов, обратитесь за консультацией к школьному психологу, детскому психологу, воспользуйтесь он-лайн консультацией относительно того, как справляться с нарушениями внимания, памяти и исполнительных функций, которые могут усугублять нарушения поведения.Четкое объяснение и информация позволят семье и детям относиться рационально к ожиданиям в настоящее время и в будущем.
Для ребенка важно знать, почему его родители тревожатся, испытывают страх, раздражаются, испытывают приступ злости и самое главное, как они умеют справляться со своим стрессовым состоянием. Поэтому так важно, открыто и честно разговаривать с ребенком, чтобы он осознавал, что просить о помощи это нормально, что чувствовать страх или быть расстроенным это тоже нормально.
Если ребенок испытывает страх, тревожится, плачет, попробуйте вместе сначала нарисовать страх, а затем дорисуйте например, рожки, улыбку или нос клоуна - превратите ужасную картинку в смешную и веселую, это поможет снять эмоциональное напряжение. Создавайте безопасную атмосферу в доме, ограничьте совместный просмотр новостей, не забывайте о хорошей, приятной музыке.
Будьте терпеливы и проявляйте понимание к вашим детям, учитесь слышать ребенка. Утешайте и как можно чаще обнимайте детей, когда они нуждаются в этом.
Воспользуйтесь советом французских психологов, которые рекомендуют обнимать ребенка не меньше 24 раз в день, объятий много не бывает.
Чем больше любви и поддержки, тем выше вероятность нормализации физического и эмоционального развития ребенка.