14 и 1/4 часов отдыха, или Киев - Канев - Киев

Автор
14 и 1/4  часов отдыха, или Киев - Канев - Киев

Да, и никак не меньше... Скорее даже больше, так как началось все с гениальной мысли, пришедшей в голову, уже и не вспомнишь к кому, где-то за неделю до дня Д.

Назначили день Д на Субботу 13 Июля 2002 года (т.к. мы с женой работаем, несмотря на лето) но, правда, с оговоркой, что “посмотрим по погоде”, хотя погода недели две жарила с небывалым упорством и неприличной температурой: 30-35 °С.

Также было решено добираться до Канева “Восходом”- мне такая удача выпадала лет 10 назад, а моей жене путешествовать, таким образом, не приходилось. Это добавляло интригу в и без того желанную прогулку.

Как человек предусмотрительный я целую Среду накануне искал в Internet что-то про Канев, путешествия на “Восходах”, расписания автобусов и речных судов, описания достопримечательностей и т.д.

К сожалению, у нас с Internet хорошо, а с размещением информации о нас в нем плохо. Очень хороший сайт www.bus.com.ua - он помог мне уже не в первый раз, найти телефон речного вокзала помог //kiev2000.com/ , и самое ценное – рассказ "Когда цветут каштаны (май 2002 года)".Авторам этого труда я искренне благодарен, т.к. они прошли там, где собирались пройти мы. Была еще одна статья ("Почему украинцы любят Шевченко на 46%"? Евгения Бруслиновского), которая оставила двойственное впечатление: она и отпугнула и привлекла. Нужно все посмотреть самому!

Кроме сведений из Internet была еще Маршрутная схема “По Днепру” изданная еще в далеком и безоблачном 1985 году, возраст которой ничуть не умаляет ее достоинств. Только в ней я нашел схему Каневского Национального музея-заповедника Т.Г.Шевченко со всеми достопримечательностями. Забегая вперед, скажу, что современного эквивалента, увы, нет даже в Заповеднике...

Да, так вот, как человек предусмотрительный, начитавшийся материала и мучимый нехорошим предчувствием, в Четверг утром отправился в кассу Речного вокзала за билетами.

Нужно сказать, что сейчас Речной вокзал представляет собой довольно жалкое зрелище - раньше тут жизнь била ключом: “Ракеты” и “Восходы” отправлялись с частотой пригородных электричек, отправлялись и причаливали рейсовые теплоходы и с Нижних Садов и с Десны, и с Русановских Садов, и с Киевского моря, сновали туда-сюда совсем маленькие трамвайчики, а теперь всего этого нет… Есть часовые прогулки по Днепру (10 грн/чел), есть 3х часовая прогулка по Киевскому морю (20грн/чел) и рейсовый “Восход” до Тарасовой горы (14,35 грн/чел). Именно для него-то и открыта с 7 до 12 утра на втором этаже вокзала касса.

В Четверг к 8 утра я приехал на вокзал с тайным желанием посмотреть на отправление “Восхода”, которым предстоит отправиться и нам. Называется он “капитан В. Загородько” и имеет вполне приличный вид. Немного понаблюдав за посадкой, заметил, что некоторые пассажиры показывают билеты, а некоторые нет. Отметив это для себя, все же, отправился в кассу и без очереди (ну какая же там очередь?) купил два билета на Субботу до Тарасовой горы. С билетами-то надежнее и спокойнее. Кстати, в Четверг на Субботу почти все билеты были проданы - достались 64 и 65 места (это по правому борту в конце, возле буфета, который, впрочем, не работает) и оставалось билетов пять. Молодец! Вовремя!!

“Капитан В. Загородько” в тот день отчалил с опозданием на 13 минут - славянская душа не выносит спешки.

Позвонил жене и обрадовал фактом покупки билетов - все, теперь наш отдых стремительно приближается и становится неотвратимым!

13 Июля 2002 года (немного зловещее число, не так ли?) мы встали в 6 утра, поели, собрали немногочисленные вещи, подготовленные для поездки и в 7:05 вышли из дома. Запомните это время - именно тогда и начался наш отдых…

Вещей мы взяли совсем немного - в основном это “расходные материалы” и “периферия” выражаясь компьютерным языком. Самым главным “расходным материалом” являются, как Вы уже догадались, деньги (да, без них, к сожалению, почти никуда), кроме них взяли бутылку воды из холодильника, фрукты, жареный арахис. Конечно, можно взять и водку с пивом, но тогда есть опасность свести на нет все культурно-просветительские цели поездки.

К “периферии” относятся фотоаппарат, купальник и плавки, зонтик, плеер, книга и та самая Маршрутная схема “По Днепру”.

В 7:50 мы были на Речном вокзале. Издалека можно было заметить толпу молодых людей с рюкзаками и подругами. Они пришли без билетов, но с большим желанием уехать - видимо поленились или было некогда. Пробравшись через плотные ряды к трапу, показали билеты и заняли свои места. В попутчики нам достался хороший дядечка пожилого возраста.

Когда погрузились все с билетами, начали потихоньку пускать зайцев. Они сразу занимали места в буфете и на верхней площадке, откуда их сгонял матрос (он же судя по всему и моторист).

Отчалили на 10 минут позже, взяв далеко не всех желающих.

Только расслабился и поверил в начало отдыха, только “Восход” разогнался и вышел на крылья, как снова сели на брюхо, забегали мотористы, снова сыто заурчал двигатель, и мы, немного не дотянув до моста метро, развернулись и неторопливо отправились назад, к 13 причалу…..

Вы верите в нехорошие свойства числа 13? А когда этих чисел два?

В 8:25 причалили обратно. Суббота, 13, причал номер 13...

Выгрузка прошла быстрее и организованнее, капитан извинился за технику устаревшую (делан-то наш “Восход” в далеком и не безоблачном 1986 году), пообещал подменный теплоход и гордо повел свое судно в недры порта.

В 9 подошел другой “Восход”- “Стахорський О.П.” и мы привычно начали посадку. Она отличалась от репетиции только тем, что тут сам капитан проверял билеты, хотя загрузились снова все. Поехали!

Вообще то “Восходов” аж три, правда, двигателей два (а теперь один, наверное)… Много чего продали… Это нас сосед просветил.

Отчалили, разогнались, прошли все киевские мосты- все хорошо, отдых таки начался!

Сидим удобно, мест для ног много, легкий ветерок по салону, смотрим на пейзажи приятные… Красота…

Берег правый не везде выше и круче левого- до Украинки они практически одинаковые. Всякие пляжики, домики, “каштанки”, как сказала жена (ну я-то понял, что кувшинки!)- смотреть интересно.

Сосед сообщил, что в будний день (кроме понедельника и вторника) “Восход” уходит с 10-15 свободными местами - если есть возможность, лучше поехать в будний день.

В 9:50 Украинка- Днепр стал значительно шире и левый берег почти не виден. У 70-го бакена углядели красивые песчаные обрывы, даже возникло желание их сфотографировать, позже выяснилось, что песчаных обрывов дальше довольно много. Не нужно торопиться.

В 10:20 повернули в залив - Ржищев. Вышло человек пять, зашла одна женщина и снова в путь…

В Ржищеве ничего не изменилось с тех пор, как я там был лет 10 назад. Тот же причал и тот же пляж слева.

Время в дороге бежит быстро и совсем не утомляет - главное вовремя подкрепляться.

10:45- Ходоров. Хотя раньше бывал тут, но снова удивил цвет воды - желтовато-зеленый. Снова швартовка, стоянка минут пять и снова в путь. Вышло еще человек 15. Прогресс налицо. Становится все свободнее и свободнее.

11:20- Григоровка. Пассажиров как ветром сдуло. Вышло большинство зайцев. Остались только сидячие . Стало настолько свободно, что появилась возможность выйти на вверх, не опасаясь быть ненароком вытолкнутым за борт фотографирующимися, курящими, зайцами и любопытными.

Жена с удовольствием приняла предложение, и мы отправились наверх. По дороге приходится продираться через очередь в туалет (потом стало понятно, почему она большая и медленная - оказалось, не работает замок на двери. Так-то…) Там довольно сильный ветер, но гораздо более удобное место для созерцания окрестностей (а они того стоят!). Днепр тут стал гораздо шире и образовал Каневское водохранилище. Спустя некоторое время перешли к одному из боковых выходов- тут не так дует, но то же на свежем воздухе. Тем временем мы приблизились к Каневу и шлюзу.

Шлюз, как мне кажется, это, чуть ли не единственное место на равнинной реке, где чувствуется ее мощь. А шлюзование вызывает интерес у большинства людей, хотя само по себе интересно только первый раз - в первый раз все гораздо интереснее!

В 11:50 подошли к шлюзу. “Восход” облепили гроздья любопытных, закрылись ворота и началось шлюзование. Уже через 15 минут все закончилось.

Как ни странно были разочарованные. Показался Канев. Да, перепад уровней до и после плотины по разным оценкам составляет 7-8 метров. За воротами шлюза нам навстречу прошла самоходная баржа, приписанная в Херсоне.

К сожалению, положение с речными перевозками (как пассажирскими, так и грузовыми) плачевное. За весь путь от Киева до Канева мы встретили: пассажирский лайнер, 2-е баржи (в Киеве и Канаве), и десятка два моторных лодок.… Шлюзовались одни, хотя раньше (в начале 90-х) и вверху и внизу скапливались большие очереди судов, а шлюз забивался до отказа. Грустно.

12:10- Канев. Большое количество купающихся тинэйджеров прямо на причале и вокруг него. Вышли почти все. Осталось человек 20-30. Это люди, прибывшие, как и мы, посмотреть Каневский Национальный музей-заповедник Т.Г.Шевченко. Все, следующая остановка конечная - Тарасова Гора.

12:20- Вот мы и на месте. В дороге не устали, обедать рано, назад поедем на автобусе. Первые впечатления: красиво, чисто, но как-то неуютно (?). Если бы не передовая группа туристов, уверенно отправившихся правее, было бы непонятно куда идти (мы нашли бы конечно, но это уже другое). Много местных - продажа сувениров около закрытого павильона, милые бабули, уговаривающие купить букетик цветов для Тараса (и делающих это так, что не купить невозможно, да и цена 50 копеек после Киева кажется нереальной), женщина, зазывающая вернуться на шашлыки (как я вспоминал ее потом).

Далее, у начала лестницы, тоже продавали мороженое, сувениры, книжечки, но душу и кошелек ничего не зацепило - ничего особенного, к сожалению… А люди были готовы купить что-то эдакое, на память об этом величественном месте.

Начали восхождение. Вообще эта длинная, петляющая по склону холма лестница, которая ведет к музею, сама определенно является достопримечательностью. Чего стоят красивые скамеечки на площадках через каждые 15-30 ступенек! Я, кстати, насчитал 340 ступенек (ну там ±1). Где-то на середине есть Фонтан “Лилея”, о чем нас известила наша старая помощница (Маршрутная схема “По Днепру”) т.к. никаких надписей или табличек не обнаружилось. Наверху ждал еще более приятный сюрприз - большая площадка для отдыха и фонтанчики с питьевой водой.

Территория музея-заповедника производит хорошее впечатление. Везде убрано, покрашено, разбиты красивые клумбы, проложены дорожки.

Сразу от лестницы мы прошли к смотровой площадке, где можно провести весь день, созерцая, левый и правый берега, Днепр и, даже, пройденный совсем недавно шлюз. Позади смотровой площадки памятник Т.Г. Шевченко. Подошли и к нему, положили цветы… Это извечное место фотографирования всех туристов, но, глядя на некоторых, хочу напомнить - тут похоронен человек, и это нужно учитывать.

Посмотрели на мемориальные дубы (они то же без табличек), случайно заметив слева от здания музея киоск с надписью “касса” направились туда. Купили билеты (по 2,5 горн) и проспект “Канве” (за 2 горн). Разных штучек много, но чего-то такого… Да и про Канев почти ничего нет. Вообще можно заказать экскурсию- это будет стоить, кажется, 15 грн, но стоит ли ?

Возле входа в музей стоит крест, который стоял на могиле Шевченко до нынешнего памятника. Хорошо, что он сохранился.

На входе спросили, есть ли у нас билеты, и после нашего честного “есть” направили на второй этаж к началу экспозиции.

После десяти залов стало понятно, что Евгений Бруслиновский в своей статье "Почему украинцы любят Шевченко на 46%?", все же прав - каневский музей по ряду объективных и субъективных причин не такой представительный, что ли… Конечно есть на что посмотреть, но оригиналов, действительно, мало. И беда в том не руководства музея. И все же, несмотря ни на что, было интересно! Выйдя из музея, прошлись вокруг здания, посидели в садике с яблонями, погуляли по аллее с дубами, посаженными еще в 1961 году, сходили к могиле И.А. Ядловского - смотрителя могилы Шевченко с 1883 по 1933 год, посмотрели дом, в котором он жил (две маленькие комнатки с сеном на полу и рушниками на стенах, в которых сохранилась вся мебель и личные вещи). Снова постояли на смотровой площадке - теперь в глаза бросаются не столько красоты, сколько свинцовые тучи, быстро приближающиеся с Севера.

К 14:20 мы закончили с просмотрами музея, прогулками, фотографированием и очень кстати начался дождь… И это притом, что в Киеве дождя не было недели две- три. Переждав самое сильное начало, под зонтиком (вот и не люби после этого носить лишние вещи) спустились вниз, к автобусной остановке. Где она я Вам не скажу, если мы нашли, найдете и Вы!

Автобусы в Канев ходят в 45-50 минут каждого часа, проезд стоит 50 копеек. До Автовокзала езды минут 15-20, в основном вдоль берега, с большим количеством остановок, на каждой из которых заходили пляжного вида люди. Наши купальные принадлежности так и не пригодились - довольно сильный дождь и отсутствие в поле зрения нормальных пляжей сделали свое дело.

На Автовокзале посмотрели расписание, присмотрели себе автобус на Киев (исхитрились, выбрали дорогу покороче), который отправляется в 17:30. Так как времени оставалось более чем достаточно, решили сделать так: сначала достопримечательности, потом обед.

Расспросив местных жителей, где тут Бронепоезд (надо заметить, что не все знают, где находится одна из немногих достопримечательность) сели на маршрутку (60 коп), трижды предупредили всех, что “нам к бронепоезду” и уже через 20 минут (с учетом ремонта поломавшейся маршрутки - помните, 13-е?) вышли где-то недалеко от него. С нами вышел мужчина, и так, как от места выхода достопримечательность не просматривалась, спросили у него. Скажу Вам по секрету, что обращаться к местному населению за помощью нужно крайне осторожно и только в крайнем случае. Вполне безобидный вопрос “так, где же тут бронепоезд” вогнал человека в подозрительно серьезные раздумья… В первый момент я почувствовал себя партизаном, спрашивающим у коменданта, где тут мост, который нужно взорвать. Мужчина спросил - “какой адрес-то Вам нужен???”, и когда услышал, что нам нужен памятник, сильно удивившись, все же показал нужное направление. Все это происходило под дождем, на гостеприимных Каневских улицах, которые были похожи на мелкие, но могучие горные реки, периодически разбрызгиваемые проезжающими машинами. Переправиться на другую сторону дороги было довольно сложно, но нужно! Мы, таки, увидели его - свежевыкрашенного в веселенький зеленый цвет (интересно, а какого цвета он был, когда вышел с завода?) и окруженного коровами . Прочитали мемориальную доску, обошли вокруг (жена почему-то думала, что с другой стороны он не такой). Вопреки ожиданиям, графитти обнаружить так и не удалось, как, впрочем, и значительной разницы между вооружением правого и левого борта..

После этого мы тормознули здоровенный Икарус (оказалось, что это можно сделать между остановками) и отправились к Успенскому собору- памятнику архитектуры XII века. Он интересен не только возрастом, но и тем, что в нем два дня стоял гроб с телом Т.Г. Шевченко (о чем есть надпись на плите). Найти собор оказалось проще, чем бронепоезд - подсказала кондуктор автобуса. Ей я благодарен не только за это - когда я выходил из автобуса у меня из кармана выпал кошелек (там было довольно много денег, карточки, телефоны и много другого ценного хлама) и она, заметив мою потерю, не промолчала, а позвала и указала на это. А еще она запомнилась тем, что у нее ослепительно белые зубы .

В 15:40 мы были на месте, но сначала, несмотря на дождь и мокрые ноги, мы прошли по парку, посмотрели Мемориал славы, обнаружили за собором могилу А.П. Гайдара, посмотрели на собор, который произвел хорошее впечатление, несмотря на полную противоположность нововозводимым в Киеве культовым сооружениям - совсем нет золота и помпезности. Зайти вовнутрь не решились, так как у нас в активе мои шорты и непокрытая голова у жены. А жаль…

Перед собором есть музей народного декоративного искусства (был закрыт) и начало скорбного пути Шевченко на Черную гору.

На автовокзал вернулись, на каком то местном автобусе. Оказалось в кассе перерыв, и можно, наконец, пообедать!

Вот тут я и был неприятно поражен, пожалуй, впервые за всю поездку - есть оказалось негде и нечего… То есть, конечно, можно перекусить, но поесть…

Еще в Киеве я планировал поесть хорошо- с салатом, первым, вторым, и компотом. И был готов как морально, так и физиологически это сделать (кушать очень хотелось). И нам, разбалованным Киевом, с его разветвленной и разнообразной сетью кафе, столовых, быстрых забегаловок, шашлычных и “курочек на качелях”, есть хот-дог или чебуреки с пивом просто не хотелось! Как не хотелось и в чистенькое кафе прямо на автовокзале. Нет в том вины не очень хорошего вида дядек, пьющих пиво с водкой и закусывающих таранью, просто с детства остался суеверный страх перед заведениями при вокзалах. Отправились производить изыскательские работы. На улицах, почему-то, необыкновенно мало народу, что еще больше усложняло нашу задачу. Пристанище мы нашли в кафе “Парус” (если не ошибаюсь), где “из поесть” было: чебуреки, вареники, пельмени и кофе с чаем. Спиртное не в счет. Вот и пообедали… пельмени и кофе. Долгого ожидания и скудного меню не могло скрасить ни хорошее обслуживание, ни приятный интерьер с фонтанчиком и живыми рыбами. Оставив 9 грн. ушли за билетами.

В 16:50 билеты были куплены. 10,24 грн за каждый и два места наши. Тогда еще, по глупости, понадеялся, что народу будет немного - билеты в самое начало салона. Сходил за едой - как можно без булочки, воды газированной, орешков… Посидели на автостанции, идти куда-то желания нет - дождь льет вовсю!

Автобус отправился по расписанию, здорово нас этим удивив… До АС “Ржищев” (18:50) доехали неплохо. Да, забыл, дождь-то закончился еще на выезде из Канева . Несмотря на жару и старенький отечественный автобус ехать можно. Из плюсов: занавесочки, открытый люк в крыше, “лежачие” кресла. Из минусов: медленная езда, очень частые остановки. Вот так. А еще прямо в Ржищеве видели двух белок, гоняющихся друг за дружкой!

От Стаек до Новоукраинки ехать было ужасно. На всех остановках набилось народу под завязку и даже над ней, снова пошел дождь, и пришлось закрыть люки, в салоне духота, кто-то терял сознание, кому-то лилось за шиворот… Ехать стало плохо.

Но и это прошло, когда выехали на трассу стратегического значения - Конча-Заспа – Киев. Все, уже скоро!

В 20:45 вышли на метро “Выдубичи”, а в 21:20 были уже дома. Уставшие, измученные, но довольные. Теперь мы можем сказать: “Мы были там! И Вам советуем!”

А что? Действительно, поезжайте!

Вот мы, например, собираемся!!!

Наталия и Влад Андреевы

([email protected])

2002 год, июль