«Мы делаем все для своих детей»: психолог о стигматизации родителей особенных детей

Автор
«Мы делаем все для своих детей»: психолог о стигматизации родителей особенных детей

Каждая мама хочет стать хорошей матерью для своего ребенка. Особенно непросто эта задача дается родителям особенных детей, которых общество не хочет принять полностью, хоть и декларирует равенство. Психолог Светлана Абалова рассуждает о родительской стигматизации и о том, как и самим нужно принять своих детей.

Завышенные требования в плане родительских обязательств иногда выбивают из колеи наиболее ответственных и приводит к эмоциональному выгоранию. Психолог дает советы о том, как родители особенных детей могут справиться с проблемой принятия своей жизни рядом с таким малышом.

Что делать маме, если не осталось сил ни на что: советы психолога - изображение №1

Светлана Абалова,

психолог

Сегодня мне хотелось бы поднять очень непопулярную тему: «Стигматизация».

Однажды ко мне в группу пришла мама и сказала: меня нигде не принимают, вроде бы все дети с особенностями, а мы и там не вписываемся, и сям не к месту.

Очевидная на первый взгляд и серьёзная на последующее рассмотрение проблема.

Все мы пытаемся быть лучшей версией себя, делать максимум для своих детей, вытягивать их во все возможные и невозможные места.

С одной стороны, для ребёнка очевидная польза, с другой стороны, давайте признаемся честно, мы делаем это для того, чтоб чувствовать, что мы делаем все для своих детей и мы хорошие родители. И все успехи, и все неудачи списываем на свой счёт.

Путь принятия своей жизни с особенным ребёнком, подчеркиваю - не особенного ребёнка, а именно сопутствующих вещей, связанных со своей жизнью, тернист и труден. Это правда!

Потому что постепенно приходится преодолевать все то, что ты не можешь делать: забирать ребёнка из обычной школы, или поговорить по душам, как хотелось, или погонять с ним на роликах, или собрать сверстников своих друзей с ним на тусовку...

Но во всем есть нечто общее - это свои собственные преодоления и именно они ведут в настоящему принятию ребёнка и реальности.

Тут ещё домешивается социальный стыд и, сложнее в этой связи, как раз тем, у кого особенности до определенного времени маскируются. Вот поверьте, те, у кого дети с явными особенностями с рождения, гораздо быстрее преодолевают стигматизацию. Они просто не питают иллюзий, что их не заметят. А вот те, кто стоит на грани между особенностями и неявными отличиями вовлекаются в эту игру.

А на самом деле, если все мы ратуем за инклюзию, за толерантность и принятие, начать нужно с себя. Как вы хотите на своём примере показать обществу, которое порой и знать не знает ни о каких диагнозах, что все мы в этом мире имеем своё место? Как вы, не принимая на самом деле особенности ребёнка, которые хочется всячески скрыть, хотите, чтоб это сделали другие?

Мне кажется истинное принятие особенного ребёнка и «особенной» жизни лежит через принятия себя в этом. Свою дочь я учу тому, что, несмотря на особенности ее брата, ей нечего стыдиться, потому что настоящие друзья найдутся и останутся с ней.

Я сталкиваюсь последнее время с одной девочкой-подростком, и не смотря на все ее особенности, я понимаю при взаимодействии с ней, безмолвном, что она, как и я, как и все люди, нуждается в любви, внимании и заботе. И это главное.

Нет никаких достижений, которые нас разделяют, есть то, ради чего мы пришли в этот мир.