Не заставляйте детей улыбаться: психолог о вреде «позитивненького» подхода

Не заставляйте детей улыбаться: психолог о вреде «позитивненького» подхода

Мотивирующие на позитив лозунги из лекций коучей и социальных сетей перебрались в украинские школы. Психолог Светлана Ройз обратила внимание, что плакаты с призывом «Улыбайся!» заполонили школы. Она объяснила, почему не надо окружать детей такими плакатами.

«Быть на позитиве» - выражение уже не просто модное, а уверенно впечатавшееся в современную культуру. Что же в нем ошибочного, по мнению психолога, и какими плакатами лучше заменить мотиваторы позитива, читайте в этой колонке.

Не заставляйте детей улыбаться: психолог о вреде «позитивненького» подхода - изображение №1

Светлана Ройз,

психолог

О «позитивненьком» подходе к жизни, перекочевавшем в школы, и праве не улыбаться.

За эти несколько недель я была в гостях в 5 или 6 школах. Радовалась действительным (многим), не только внешним изменениям. (Меня ж не парты и рейтинги интересуют).

Наблюдала за учителями, рассматривала стены с рукодельными плакатами, с «мотиваторами». Практически во всех школах увидала то, что меня удивило.

Только в одной школе меня попросили дать обратную связь. Я сказала, что удивилась плакатам-мотиваторам в каждом классе - «будь позитивным!», «улыбайся!».

Удивил и сам посыл «Будь!». Я сказала, что своего ребёнка я бы не отдала в пространство, где от него ожидают только улыбок и только «видимого благополучия».

Для меня корректнее было бы «можно ошибаться», «можно быть веселым», «можно задавать вопросы», «можно грустить», «можно быть разным», «можно побеждать», «можно просить о помощи».

Я, наверное, достаточно жёстко говорила, что, конечно, взрослым выгодны «позитивненькие» детки. А позитивное отношение к жизни вырастает и из ощущения базовой безопасности. И возможности быть собой.

Мы часто и взрослым говорим - не грусти, не злись, не бойся - потому что не можем выдержать или не знаем, что делать с их Живыми эмоциями.

Для меня было бы важным, чтобы ребёнок не прикрывал свою грусть улыбкой, а учился осознавать, что он чувствует, и учился тому, как он может справиться со своим состоянием (попросить о помощи, погрустить, позаботиться о себе самому).

Мне ответили: «Ну, как же, есть же нации, где улыбка на лице постоянна, и они счастливы». «Да, - ответила я, - и уровень самоубийств запредельный».

Мне важно, чтобы ребёнок и взрослый не прикрывали свою депрессию улыбкой. Важно, чтобы ребёнок мог доверить себя настоящего. Но ведь для этого нам важно это ему позволить. И нам важно ему дать ощущение, что мы выдержим любую его эмоцию.

Мотиваторы - это внешний фон с «правилами игры». Дети, к счастью, изначально доверяющи и позитивны, часто улыбаются и смеются, но ведь так важно оставить за ними право - быть Живыми.