Не ждите, что ребенок когда-нибудь будет заботиться о вас, если вы его этому не учили — мнение нейропсихолога

Автор

Воспитывать ребенка счастливым — не значит позволять ему все, удовлетворять любой каприз и ограждать от любых забот и сложностей. Такой способ воспитания, напротив, создаст множество проблем и родителям, и самому ребенку.

Сделать ребенка счастливым — значит, сделать его самостоятельным и чутким, научить его заботиться о себе и об окружающих. Об этом пишет в своей колонке на Фейсбук детский нейропсихолог Катерина Стрий.

Я готова ответить на вопрос для чего я прошу родителей меньше заботиться о детях, а больше уделять внимания себе.

Я не говорю о тех запущенных случаях, когда родители не воспитывают ребенка и наплевательски относятся к нему. Я об обычных семьях, где ребенка старше трех лет кормят с ложки, одевают, обувают, вытирают все важные места после туалета. Где нет у ребенка домашних обязанностей, а исключительно права, корона и любое желание достижимо плачем.

Когда мы заботимся исключительно о ребенке он учится, что О НЕМ ДОЛЖНЫ ЗАБОТИТЬСЯ. Все вокруг. И с возрастом он укрепляется в этой вере.

«Все лучшее детям, а я обойдусь» — не ждите что это будет оценено и вам воздастся. Ребенок выучит, что маме ничего не нужно.

Не ждите, что он станет через 30 лет заботиться о вас, если вы этому его не учили. Так в хороших семьях вырастают потребители и иждивенцы.

«Ребенок ничего никому не должен». Должен. В два месяца держать голову, а в 12 месяцев ходить ножками.

Так и в бытовой жизни. В два — помогать маме собирать игрушки и не рисовать на обоях. В пять — вытирать пыль и накрывать на стол. Я условно. Но, понятие «должен» в мозге укрепляется с течением времени, а не по щелчку пальцами к совершеннолетию.

«Семья подчиняется интересам детей». Это важно, но не главное. В центре семьи должны быть отношения родителей, а никак не ребенок. Иначе семья начнет давать трещины.

Задача номер один: научить ребенка заботиться о себе

Научить, значит довести до осознания надобность этого дела и приучить выполнять без напоминаний. Не потому что это нужно маме-папе-бабушке, а потому что это ЕМУ необходимо.

Идем от простого к сложному. От рождения к совершеннолетию:

  • Ходить в туалет;
  • Безопасно играть;
  • Мыть руки;
  • Одеваться;
  • Кушать;
  • Убирать свои вещи в шкаф;
  • Содержать в порядке свою комнату;
  • Играть и занять себя самостоятельно;
  • Перемещаться по своему городу (району);
  • Учить уроки;
  • Пылесосить;
  • Мыть посуду;
  • Купить продукты;
  • Мыть волосы;
  • Следить за маникюром;
  • Планировать свой день;
  • Рассчитывать время;
  • Готовить кушать;
  • Делать генеральную уборку;
  • Участвовать в принятии семейных решений;
  • Планировать свою жизнь – выбор профессии, увлечений, деятельности;
  • Посещать своевременно доктора;
  • Планировать меню, следить за питанием;
  • Заниматься спортом;
  • Иметь защищенный секс;
  • Стремиться зарабатывать.

Задача номер два: научить заботиться о близких

  • Заботиться о растении или животном;
  • Помогать младшим братьям (сестрам);
  • Помогать старшим родственникам;
  • Интересоваться здоровьем близких;
  • Помогать взрослым в повседневных делах, в которых нет прямых интересов ребенка.

Когда детеныш видит пример, что каждый должен заботиться о себе, а не ждать, когда кто-то угадает его желание и позаботиться об этом — на выходе мы получим самостоятельного и ответственного человека.

Как? Только личным примером. Научить всегда сложнее, чем сделать за ребенка.

Я верю, все получится!