Дети с ограниченными возможностями: 5 советов для комфортного общения

Автор

Дети с ограниченными возможностями, дети с особыми потребностями, особенные дети. Это не просто политкорректные синонимы понятия «ребенок-инвалид». Эти слова гораздо точнее описывают, что происходит с ребенком, и в каком отношении он нуждается.

Инвалидность, которая ограничивает возможности маленького человека, может быть вызвана разными диагнозами. Аутизм, задержка умственного или психического развития, ДЦП, генетические патологии. Болезнь может повлиять на интеллект, или не затронуть его. Но, так или иначе, дети с ограниченными возможностями очень неуютно чувствуют себя в обществе.

Дело даже не в отсутствии пандусов, а в реакции окружающих. Эта тема обсуждается в обществе настолько редко, что мы порой даже не знаем, как себя вести, оказавшись рядом с таким ребенком. Предложить помощь? Выразить сочувствие? Сделать вид, что все нормально? Пройти мимо, спрятав эмоции? А эмоции появляются в любом случае. Дети, которые выглядят и ведут себя иначе, притягивают внимание, как и все необычное. Но, что они чувствуют при этом? Ведь, прежде всего, это просто дети, полноправные личности. Только, в силу своего состояния, они живут и воспринимают мир по-другому. Как общаться с ними и как вести себя в их присутствии, чтобы не ранить бестактностью или непониманием?

Читай также: Дети с особыми потребностями. Это должен знать каждый родитель

Общественная организация инвалидов «Родына» собрала советы, как вести себя с детьми с ограниченными возможностями, чтобы общение было комфортным, и ни вы, ни ваши собеседники не чувствовали неловкости и раздражения.

Манифест ребенка с инвалидностью

  • Прежде всего, я — ребенок. Такой же человек, как и ты. Не путай меня с моим диагнозом.

  • Я — личность. Помоги мне проявить себя. Не делай ничего для меня без меня.

  • Я — полноправный член общества. Но множество физических и психологических барьеров мешают мне ощущать это. Помоги мне преодолеть их.
  • У меня есть права ребенка. Но по многим причинам я могу чувствовать дискриминацию по признаку инвалидности.

  • Я — часть этого разнообразного мира, и у меня в нем своя роль. Я проверяю его на доброту.

Как вести себя с ребенком-аутистом

Аутисты общаются особенным способом. Им нужно больше времени, чтобы привыкнуть к новой обстановке или собеседнику. Дайте им это время.

Не навязывайте свое общение, предлагайте его понемногу. Начните с того, чтобы просто быть в одной комнате.

Ребенок-аутист может вести себя агрессивно, нервничать или кричать. Обычно это происходит из-за того, что его не поняли, и он не в состоянии объяснить точнее. Дайте ему немного побыть в покое и уединении, чтобы он мог взять себя в руки.

Также реакция может возникнуть из-за физического дискомфорта. Аутисты имеют повышенную сенсорную чувствительность. Звуки, свет и ощущения, на которые вы не обратите внимания, могут быть нестерпимыми для них. Набор неприемлемых ощущений у каждого свой. Относитесь к этому с пониманием.

Иногда аутистам проще общаться с помощью картинок, альбомов с карточками или планшета. Это называется альтернативным общением.

Как вести себя с ребенком, который имеет паралич или неконтролируемые движения

Сосредоточьтесь на смысле слов собеседника, а не на его движениях.

Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания.

Иногда помощь постороннего, не привыкшего к телесным реакциям такого ребенка, может только мешать. Не обижайтесь, если вам отказывают.

Не бойтесь возражать, не старайтесь успокоить ребенка с неконтролируемыми движениями. Его поведение не связано с его душевным состоянием.

Как общаться с ребенком с проблемами речи

Будьте готовы потратить на разговор больше времени, чем обычно.

Проявите терпение, позвольте собеседнику договорить, даже если это ему дается с трудом. Не перебивайте, не пытайтесь закончить фразу вместо него или ускорить разговор.

Поддерживайте зрительный контакт, и максимально концентрируйтесь на содержании.

Не пытайтесь замедлить свою речь, если вас об этом не попросили дополнительно.

Как общаться со слабовидящим или незрячим ребенком

Сопровождая незрячего ребенка, кратко описывайте ему все, что происходит вокруг, называйте окружающие предметы.

В беседе обращайтесь не забывайте назвать себя и представить других собеседников. Обращайтесь к сопровождающему, а к самому ребенку. Общаясь с группой незрячих, называйте по имени каждого, к кому обращаетесь.

Предлагая незрячему человеку сесть, просто положите его руку на подлокотник кресла, но не усаживайте насильно.

В общении с незрячим человеком нормально употреблять слово «смотри». Для него это значит видеть руками.

Не забирайте палочку у незрячего человека, даже если ведете его за руку. Она помогает ему ориентироваться в пространстве.

Как общаться со слабослышащим или глухим ребенком

Чтобы обратить на себя внимание слабослышащего, коснитесь его плеча или руки.

Во время общения смотрите в глаза собеседнику. Он должен видеть выражение вашего лица.

Некоторые слабослышащие могут читать по губам. Но таким образом четко прочитываются только треть слов. Говорите четко, используйте простые слова и короткие фразы. Мимика, жесты и движения тоже помогут вам понять друг друга.

Если вы общаетесь через сурдопереводчика, старайтесь обращаться не к нему, а к самому слабослышащему.