Как хвалить ребенка, чтобы не навредить его самооценке

Автор

Всем мамам важно знать, как правильно общаться с детьми, чтобы повысить их желание к совершенствованию и обучению?

Безусловно, детей нужно поощрять хорошими словами за качественно выполненную работу. Однако, как утверждают специалисты, неправильно подобранные слова могут пресечь на корню мотивацию детей что-то делать.

Многочисленные исследования за последние десять лет показали, что ребенок не обязательно будет учиться лучше, если хвалить его за ум. Такая похвала может наоборот заставить его работать вполсилы.

ХВАЛИТЕ ЗА СТАРАНИЕ

Дети, которых хвалят за ум, впоследствии больше волнуются из-за возможности провала, это причина понижения самооценки, если они с чем-то не справляются, у них пропадает мотивация и снижается работоспособность.

А вот дети, которых хвалят за старание, проявляют гораздо больше стремления, чтобы искать новые подходы в решении сложных заданий. При этом, они более сдержанно воспринимают неудачи и, как правило, объясняют это не недостатком интеллекта, а недостаточным старанием.

фото: depositphotos.com

НЕ БРОСАЙТЕСЬ ПУСТЫМИ ПОХВАЛАМИ

«Хорошая девочка», «ты у нас такой чудесный» – такое любование детьми может их разбаловать. Не нужно уподобляться поколению наших родителей, и, подобно тому, как они бездумно ругали нас по каждому поводу, безосновательно лить похвалу. Пустая похвала сначала может на какое-то время повысить чувство собственного достоинства у ребенка, однако через некоторое время это вредит развитию у ребенка уверенности в себе и самостоятельности.

КАК МОЖНО ПОХВАЛИТЬ РЕБЕНКА

В результате мы возвращаемся к проблеме: если похвала не поднимает самооценку ребенка, то что же ее поднимает? Мать нобелевского лауреата, экономиста Джозефа Стиглица Шарлотта Стиглиц много лет преподавала чтение в коррекционной школе в штат Индиана. Она делится своим опытом, как похвалить ребенка, без ущерба для его самооценки:

«Я никогда не хвалю ребенка, если он справляется с тем, с чем и так должен уметь справляться. Я хвалю детей, только если они делают что-то по-настоящему сложное, например, делятся своими игрушками или проявляют терпение. Кроме того, я считаю, что очень важно говорить им «спасибо». Если я не успеваю вовремя в чем-то помочь ребенку, а он терпеливо ждет, я обязательно благодарю его за это. Но я не стану хвалить его за то, что он просто играет или читает».

Специалисты советуют не использовать жестких наказаний, но и не впадать в крайности, сыпля комплиментами. Эффективней будет сфокусироваться на том, что делает ребенок, и на том, как он это делает, поддерживать и показывать отдачу в искренней заинтересованности в том, что делает малыш.

Я никогда не хвалю ребенка, если он справляется с тем, с чем и так должен уметь справляться. Я хвалю детей, только если они делают что-то по-настоящему сложное, например, делятся своими игрушками или проявляют терпение.

Именно такое присутствие повышает самооценку ребенка, потому что оно дает ему понять, что он заслуживает внимание взрослого человека.

В ином случае ребенок будет думать, что его результаты сами по себе не являются целью, главное − заработать похвалу.

Присутствие в мире других людей, будь то дети или друзья – это очень тяжелый труд. Но не этого ли ощущения, что кто-то старается думать о нас, хочется нам больше любой похвалы? Старайтесь хвалить ребенка за заслуги, а также научите его правильно реагировать на критику взрослых.

фото: depositphotos.com