Семейные отношения: почему дети несчастливы
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Как жить? Как построить нормальную модель отношений? Эти вопросы все чаще возникают в сознании современных мужчин и женщин.
Психолог подскажет, с чего начать и где взять собственные ресурсы для того, чтоб не испортить жизнь себе и не оставить неизлечимый след в детском сознании.
Так случилось, что я занимаюсь оказанием помощи семьям, которые оказались в трудной жизненной ситуации. В основном это семьи социально неблагополучные. Свою помощь я изначально рассматривала не как материальную (дать мешок картошки — поставить галочку), а более глубоко — как найти собственные ресурсы для исправления отношений и ситуации.
Так как в процессе работы мне приходилось много контактировать с комиссией по делам несовершеннолетних, я решила стать членом комиссии. Преодолела необходимые формальности, и пошла на первое совещание.
Ощущение после заседания было одно: боль. Боль за несчастных женщин, которые взвалили на себя не свойственные им функции. За детей, которые не чувствуют защиты и любви близких - их родителям просто некогда. Хотя и «родители» - очень условно. В основном, это мама и сожитель. Иногда еще и бабушка.
Нравственность у нас упала ниже плинтуса. Я никогда не была ханжой, но, когда речь идет о чувствах детей, то надо как-то корректировать свои «хотелки».
Сейчас в нашем обществе прижилась какая-то странная модель отношений: рождение ребенка — свадьба — страстная любовь (уже к другому объекту) — развод — ребенок (уже от другого) — свадьба — опять новая любовь - и так до бесконечности. Хотя логичнее было бы все наоборот: страстная любовь — свадьба — рождение ребенка.
Когда так ведут себя взрослые люди, это их право. Но когда речь идет о детях...
Мне очень хотелось спросить тех мам, которые приходили на заседание: «А вы вообще любите своих детей?» Ведь достаточно было просто взглянуть на детское выражение лица, чтобы понять, в чем суть проблемы: чудовищное искажение детско-родительских отношений. Чудовищное! Мамы воспринимают себя как машину, обеспечивающую определенные функции: покормить, постирать, проверить уроки. А поговорить? Узнать, что ребенок чувствует, чем живет, кто его несправедливо обидел в детском садике? Пожалеть?
Если этого нет, то ребенок живет с чувством незащищенности. И, вырастая, начинает защищаться сам — как умеет. И вот тут мало не покажется никому, ибо способы защиты у него самые примитивные: агрессия или избегание. То есть или напал и побил, или вообще ушел из дома — на улицу, к дальним родственникам, куда глаза глядят.
Члены комиссии пытались, конечно, семьям помочь. Объясняли, спрашивали, в чем нуждаются. Кого-то увещевали, кому-то грозили более строгими мерами. Но меня не покидало ощущение сюрреалистичности происходящего. Объяснять взрослым тетям элементарные вещи? Это должны были сделать в семье, в детстве. Вот он, исток-то всех детских несчастий: падение нравственности и искажение семейных отношений. Вот с чем надо работать - с семьей. Должны подключаться психологи, социальные работники, государство, наконец. Где хорошие фильмы про прочные семейные отношения, про связь поколений? В СССР таких фильмов было много - «Большая семья», «Дом, в котором я живу»... Разучились снимать? Хотя вопрос, скорее, риторический.
Получается, что ответ на сложный вопрос лежит на поверхности. Надо работать с семьями: сложным - помогать (не только материально, но и психологически). Будущие семьи - воспитывать, оступившиеся - реабилитировать.
И тогда детство большинству сегодняшних детей запомнится как самая счастливая пора.
Автор: психолог Пономаренко Анастасия, благотворительный фонд "Путь домой"