ТЕСТ. Какова стратегия воспитания в твоей семье?
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Из четырех вариантов ответа выбери самый предпочтительный.
1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?
- А. Преимущественно воспитанием.
- Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
- В. Главным образом врожденными задатками.
- Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
- А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
- Б. Абсолютно с этим согласен.
- В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
- Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
- А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. (Эдгар Хоу.)
- Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве.)
- В. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер.)
- Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному. (Томас Фуллер.)
4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
- А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
- Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
- В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
- Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5. Как вы обычно поступаете, когда требуется ребенку дать деньги на карманные расходы?
- А. Если просит, можно и дать.
- Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конфетные цели и контролировать расходы.
- В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
- Г. Некоторую сумму выделяем на определенный срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе.
6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
- А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
- Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
- В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более по их обиды не долгие.
- Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
7. Как вы отнесетесь к сквернословию вашего ребенка?
- А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да вообще среди порядочных людей это не принято.
- Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
- В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
- Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8. Ваш ребенок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы его?
- А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
- Б. Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят.
- В. Он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться.
- Г. Не вижу причины запрещать.
9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
- А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
- Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
- В. Расстроюсь.
- Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
- А. Безусловно. В. Надеюсь.
- Б. Стараюсь. Г. Не знаю.
Подсчет результатов:
Стиль поведения |
Номера вопросов |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
авторитетный |
Б |
В |
В |
Г |
В |
Г |
А |
Б |
Г |
Б |
авторитарный |
А |
А |
Г |
В |
Б |
Б |
Б |
А |
А |
А |
либеральный |
В |
Б |
Б |
Б |
А |
А |
Г |
В |
В |
В |
индифферентный |
Г |
Г |
А |
А |
Г |
В |
В |
Г |
Б |
Г |
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идёт о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют чёткие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же им всё-таки хотите видеть своего ребёнка, также и самого себя как родителя.Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определённый стиль воспитания.Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения.
Авторитетный стиль. Вы осознаёте свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним самим признаёте право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.
Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, и не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: но плечу ли ребенку такая свобода?
Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются дня нас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!