О чем думают папы: ребенок и религия

Автор
О чем думают папы: ребенок и религия

Вячеслав Агеев (ahamot.org) – трижды папа, философ, свободный писатель и религиовед. Глава семьи дауншифтеров, которым надоело играть в экопоселенство в далеком украинском селе и захотелось поехать в Индию, продолжает свои путевые заметки. Самому молодому участнику экспедиции скоро 4 года.

Учение - свет

Многим молодым родителям-яппи, читающим эти строки, кажется, что религия – нечто устаревшее, ненаучное и не заслуживающее внимания, нечто такое, на что не нужно тратить время, занимаясь воспитанием ребенка. В действительности же, «забивание» на эту сферу чревато…

Громадное количество проблем как подростков, так и молодежи, и совсем уж «взрослых», в нашем обществе происходят от того, что общественное, а позже школьное, университетское образование формирует у молодежи иллюзии относительно религии, того чем она есть и того, чем не есть.

Раскрываться новому и исследовать иное – всегда более перспективная образовательная стратегия, чем игнорировать его или прятать от ребенка, пытаясь удовлетворить его интерес к миру вокруг чужими догмами и суждениями.

Давать ребенку исследовать сферу религиозного стоит, даже если сами родители толком не знают и знать не хотят что такое «сакральное», даже если огни не хотят, чтобы ребенок углублялся в религиоведение. Делать это стоит хотя бы для того, чтобы ребенок, повзрослев, не повторял услышанную от кого-то глупость о том, что квакеры поклоняются лягушке и квакают во время служб, или чтобы в юношеском возрасте не поверил очередному провокатору утверждающему, что иудеи/мусульмане пьют кровь христианских младенцев. Но это – только поверхностный уровень.

Путь просвещения

Религиоведческое воспитание в школе, если оно есть – хорошо, во всяком случае, намного лучше, чем преподавание собственно религии, которое ребенку трудно понять, и не очень-то и хочется, если преподавание идет в форме малоинтересного навязывания. К тому же, в этом случае преподаватель-манипулятор легко может сформировать у ребенка иллюзию, что только религия, концессия, толк, к которому принадлежит преподаватель – истинна, а остальные сорок с чем-то тысяч человеческих религий – нет.

Но и «правильное» религиоведческое образование в школе часто может быть только теоретическим, потому важно, чтобы родители с малого возраста знакомили с разными религиями. Если не с их философией, и современными интерпретациями устаревшей космологии, язык и «теорию» которых ребенок пока просто не способен понять, то хотя бы с этикетом принятого в разных религиозных организациях, религиозному искусству, празднованиям и всяческим веселым религиозным событиям.

Религиозный мир велик и многообразен, и если родители потратят некоторое время на приобщение ребенка к разным его проявлениям, они не прогадают и сделают ему хорошую услугу. Почему? Да потому, что большинство живущих на нашей планете людей – религиозны, и принадлежат к иным религиями, не представленным массово в нашем маленьком украинском мирке. И если мы хотим дать малышу максимум возможностей для взаимодействия и общения с Иным, понимания Иного, его религиозное и религиоведческое воспитание нужно начинать с самых ранних лет. Это, конечно, не гарантирует, что в более зрелом возрасте дите не попадется на какую-нибудь дурацкую секту вроде славяно-арийских ведунов, но, во всяком случае, значительно уменьшит вероятность этого, а также расширит кругозор, научит ориентироваться в духовной культуре человечества и привьет понимание и толерантное отношение к различным мировосприятиям.

Понимать и принимать

Мне кажется, что если современный юноша или девушка до вступления в самостоятельную взрослую жизнь четко уяснил(а) ответы на вопросы на подобии:

  • - «кто «правильно» верит и в чем разница между православными, католиками и протестантами?»,
  • - «лгут ли все религии или только некоторые?»,
  • - «христиане ли свидетели Иеговы и мормоны?»,
  • - «Бог ли Будда?»,
  • - «язычники ли индуисты?»
  • - «учил ли пророк Мохаммед (мир ему) убивать христиан?»
  • - «правда ли, что все религии созданы только для порабощения человечества, или же в них есть нечто намного более глубокое и полезное?»,

жить ему будет намного проще, и он легко минует многие догматические и идеологические ловушки, на барахтанье в плену которых иные тратят целые жизни.

Конечно, в современных условиях, азы такого обучения зависят в первую очередь от родителей и приобщения ребенка сызмальства к культурной и религиозной деятельности человечества. Лучший способ ознакомления и приобщения к различным религиозным традициям и практикам – «практическое религиоведение»: посещение местных храмов, особенно – во время путешествий, знакомство с людьми иных культур и религий, участие в их традиционных праздниках, постижение их картины мира, действий, и их причин, не закрываясь за высокомерными суждениями. Это, кстати, полезно не только детям, но и их родителям.

Предыдущая история «индийского» папы Вячеслава: Практическое воспитание самостоятельности ребенка в Индии

Читай также: О чем говорят другие папы?