С ребенком в Индию. Через джунгли к водопадам Ришикеша

Автор
С ребенком в Индию. Через джунгли к водопадам Ришикеша

Глава семьи дауншифтеров, которым надоело играть в экопоселенство в далеком украинском селе и захотелось поехать в Индию, продолжает свои путевые заметки. Самому молодому участнику экспедиции 3 года.

Ежедневно пытаемся показывать и давать попробовать ребенку что-то новое. Новые опыты, запахи и вкусы, ощущения и впечатления создают в мозгу новые нейронные связи, что особенно важно в первые годы жизни.

Выбираемся с Тимоти в "экспедицию" к лесным водопадам. До них - несколько километров вдоль живописного берега Ганги. Друзья предлагают взять на день мотоцикл или скутер. И индусы, и многие иностранцы так и делают, но я садить малыша на двухколесный транспорт опасаюсь, потому решаем идти пешком. Итак, отправляемся: храмы и часовни Ришикеша постепенно исчезают и вокруг – только лес и Ганга.

Дорога ведет нас, среди всего прочего через редкий лес и приводит в царство обезьян.

Они на нас, вроде бы, не обращают внимания – лазят по деревьям, ходят вокруг, мамы грудью кормят висящих на них малышей – точь-в-точь как люди.

Обезьяны радуют, но в какой-то момент мы начинаем осознавать, что, кроме нас и нескольких сот обезьян, в пределе видимости никого нет. Они вокруг. В голову приходят воспоминания о летучих обезьянах страны Оз, злостных персонажах Киплинга. А что, если им сейчас кто-то подбросит в их примитивные мозги импульс скоординироваться и всей стаей в несколько сот хвостов наброситься на нас, как бандерлоги (кстати бандари на хинди – обезьяна, а рич и багира – соответственно медведь и пантера) на Маугли.

С ребенком в Индию. Через джунгли к водопадам Ришикеша - изображение №1

Включаются древние контуры опасности – мы на территории потенциально враждебного вида приматов. Главное – не смотреть им в глаза и не приближаться к детенышам – и то и другое, насколько нам известно, может восприниматься как угроза. Животные инстинкты глушат слабый голос разума, и тем более, странные современные программы: “природа… гармония… нужно всех любить… все существа – наши братия, мы друзья с Природой…” – Друзья-с-природой, сжавшись аки шпионы-в-тылу-врага, не поднимая глаз, тихо идут через заполненную конкурирующим видом территорию.

Проходим место, где обезьяны везде, в том числе и в ветвях над головами. Дальше их меньше, и наша напряженность спадает. Да и чего бояться – это всего лишь пушистые милые обезьянки, во всяком случае, так мы объясняем то, что творится вокруг, сыну.

И когда мы наконец проходим обезьянье царство и за поворотом появляется маленькая придорожная кафешка, мы непроизвольно вздыхаем с некоторым облегчением.

Через дорогу от кафешки — маленький храмчик з застоялой кундочкой. За ним, вроде, тропа к обещанному ребенку водопаду. Храмчик оказывается местом поклонения Гаруде, маха-птице, священному животному и транспортному средству Вишну.

С ребенком в Индию. Через джунгли к водопадам Ришикеша - изображение №2

Религиозное и религиоведческое воспитание ребенка, по-моему, нужно начинать с самых ранних лет. Это, конечно, не гарантирует, что в более зрелом возрасте он не попадется на какую-нибудь дурацкую секту вроде славяно-арийских ведунов, но, во всяком случае, значительно уменьшит вероятность этого, а также расширит кругозор, научит ориентироваться в духовной культуре человечества и привьет понимание и толерантное отношение к разным мировосприятиям.

Мне кажется, что если современный юноша или девушка до вступления в самостоятельную взрослую жизнь четко уяснил(а) ответы на вопросы вроде «кто «правильно» верит и в чем разница между православными, католиками и протестантами?», «лгут ли все религии или только некоторые?», «христиане ли свидетели Еговы и мормоны?», «Бог ли Будда?», «язычники ли индуисты?» или «учил ли пророк Мохаммед (мир ему) убивать христиан?», жить ему будет намного проще, и он легко минует многие догматические и идеологические ловушки, на барахтанье в плену которых иные тратят целые жизни… Конечно, в современных условиях, азы такого обучения зависят, в первую очередь, от родителей и приобщения ребенка сызмальства к культурной и религиозной деятельности человечества.

С ребенком в Индию. Через джунгли к водопадам Ришикеша - изображение №3

Посему, храм Гаруды мы с Тимоти обходим, как положено, по часовой стрелке, заглядывая в каждый угол, попутно рассказываю малышу все, что знаю о мифических (хотя, это для нас они мифические, а в Индии они могут в любой момент оказаться совсем реальными) птицах гарудах и их вечной вражде с хтоническими змеями нагами – то, что отлично знает каждый индийский ребенок.

Поднимаемся по узкой тропе, проходим через крестьянскую усадьбу в джунглях, старательно допрашиваем нескольких совершенно нас не понимающих аборигенов и, наконец, находим водопадики. Их много, маленьких, красивых. Малыш прыгает по валунам, бегает среди кустов, а мы переживаем, нет ли здесь, случайно, кобр или каких-то других опасных для него представителей флоры и фауны.

С ребенком в Индию. Через джунгли к водопадам Ришикеша - изображение №4

Такая вот вышла прогулка «на Природу» и встреча с собственными страхами. Интересно, насколько эти настроения считывает с нас ребенок? Насколько они влияют на его развитие, докладываются до его фобий и боязней?

После водопадов спускаемся к Ганге: на берегу сидит женщина в позе лотоса с закрытыми глазами. Малыш - «это она медитирует? А на кого?» - Наверное, на Гангу, хотя кто ее знает… Следующий вопрос с требованием объяснения: «папа, а как правильно медитировать на Гангу?»

Продолжение следует…

Читать всю историю наших приключений в Индии: //ahamot.org/z-malyukom-po-indii-4-delhi-movy/

Читай также: О чем думают и говорят другие папы