Игры нашего двора: Часть 2

В прошлой статье мы рассказывали о некоторых очень популярных некогда дворовых играх детворы. Когда-то они служили отличным развлечением для детей и подростков 80-х и 90-х годов и, следует заметить, пользовались немалым успехом. Это сейчас нынешних школьников за уши не оттянешь от компьютеров и телевизоров, и они даже понятия не имеют о том, что существуют прекрасные игры для улиц.

Классика дворовых игр!

Помните расчерченные мелками дворы и прыгающих девчонок с косичками в незабвенные «Классики»? Что ни говорите, а «Классики», извините за тавтологию, являются самой настоящей классикой жанра! Вариантов правил было различное множество. Где-то они передавались как испорченный телефон – что недослышалось, то додумалось, или же кто-то просто придумывал свои правила, когда надоедали старые. Но то, что «Классики» были в каждом дворе – факт, не подвергающийся никаким сомнениям.

Одна разновидность игры в «Классики» была такой. На асфальте чертили клетки в два столбика размером где-то 50х50 см., слева был столбик со счетом от 1 до 5, справа – от 6 до 10, но в обратном порядке. Также для этой игры обязательно нужна была «бита», которая делалась из жестяной банки, засыпанной песком. Или же просто брался подходящий камешек. Задача состояла в следующем: первый игрок должен был либо рукой, либо ногой (обсуждалось перед началом игры) бросить «биту» так, чтобы она попала в клетку с цифрой «1», это был «первый класс». Если бита попадала успешно – игрок далее начинал вести «биту» по всем классам прыгая на одной ноге. Если игрок провел «биту» успешно все классы, он уже дальше мог бросать ее в класс с цифрой «2», и вел «биту» снова начиная уже со «второго класса». Ни в коем случае нельзя было наступать на линию, за этим внимательно следили все остальные участники! Если игрок наступал на линию – ему дружно кричали «стратил!» и ход переходил к следующему игроку! Бита, само собой, тоже не должна была попадать на линии, вылетать за их пределы или попадать не в те «классы». Для этой игры необходимо было обладать хорошей ловкостью и сноровкой, чтобы проворачивать все эти немыслимые трюки!

«Тише едешь дальше будешь!»

Популярная игра будущих водителей «Тише едешь дальше будешь»! Играли в нее как мальчики, так и девочки. Участники расчерчивали две линии на значительном расстоянии друг от друга (метров 20-30). Это были «старт» и «финиш». Ведущий становился ко всем спиной на линию финиша, а все игроки должны были стоять на линии старта. Когда все построились, ведущий произносил: «Тише едешь, дальше будешь, раз, два, три!». В этот момент все старались подбежать к «финишу» как можно ближе, но в тот момент, когда ведущий произносил слово «три!» он резко поворачивался, и все моментально должны были замереть на месте! Кто не успел или просто пошевелился – отправлялся ведущим на линию старта. Побеждал тот, кто приходил к «финишу» первым. Он же становился новым ведущим.

Игры с мячом

Успокоить «шило в одном месте» прекрасно помогала такая игра как «Вышибалы» или «В выбивного»! Все участники, кроме двух «вышибал» располагались в центре просторной площадки, «вышибалы» же становились по разные стороны от участников и, перебрасывая друг другу мяч, должны были выбить всех игроков из центра поля. Последнего выбить было сложнее всего, так как он оказывался самым ловким. Но если «вышибалы» были постарше и обладали отличной сноровкой, то участники только и успевали что поворачиваться туда-сюда, чтобы уследить за мячом и вовремя отбежать! Когда выбивали последнего, игра начиналась сначала, но долго играть в нее не получалось, так как все быстро выматывались.

Иногда «Вышибалы» могли превращаться в «Жабку» («Цуцика»). Те участники, которые перебрасывали мяч, в этой игре должны были так бросать его друг другу, чтобы остальные игроки не смогли его словить. Если кто-то ловил мяч – он становился на место бросающего, а бросающий, в свою очередь, уходил в центр к остальным. Все хотели быть бросающими, поэтому старались всеми силами перехватить летящий мяч. Таким образом, из-за ротации игроков, игра могла продолжаться бесконечно!

«Я знаю пять имен девочек!». Очень простая и легкая игра, особенно подходящая в тех случаях, если во двор выходило всего пару человек. Правила были такими: непрерывно набивать мяч одной рукой о землю проговаривая «Я знаю пять имен девочек: Таня, Вика, Оля, Маша, Даша». Если на каждый удар мяча о землю игрок успевал сказать имя, и мяч не вылетал у него из рук, то он продолжал дальше, но уже называл пять имен мальчиков, далее могли быть пять названий птиц, деревьев, городов, в общем, всего чего угодно, о чем договаривались заранее.

Следопыты и детективы – легендарные «Казаки-разбойники!»

Эту игру преимущественно любили дети чуть постарше, по двум причинам: во-первых, мамы младшим не всегда разрешали выходить им со двора, а во-вторых, правила понятные были не для всех, и старшие дети не особо спешили делиться ими с детворой. Да и брать к себе в команду «малышню» мало кто хотел. Но игра была поистине захватывающей и всеми любимой. Участники делились на две команды: одни «разбойники» – убегающие, вторые «казаки» – догоняющие. Пока «казаки» считали до 100 (очень часто участники халтурили, и считали намного меньше), «разбойники» тем временем с мелками в руках убегали, попутно ставя на самых неприметных местах стрелки в том направлении, куда бегут. Стрелки ставились так, чтобы их как можно сложнее было найти: на деревьях, на стенах, на заборах. Если по пути попадался перекресток, то на нем ставились стрелки во всех направлениях, чтобы запутать догоняющих. Такой же знак ставился и тогда, когда один из игроков команды решал спрятаться где-то поблизости. Игра развивала пространственное и логическое мышление, заставляя попутно решать множество задач.

«С браком и с юмором»!

Когда все успокаивались, можно было переходить на игры, которые предполагали сидение на одном месте (на скамеечке). Была когда-то очень популярная игра в числа. Вот уже где можно было развить фантазию и вдоволь насмеяться! Двое ведущих загадывали число от 1 до 100 (можно было и больше, если все умели так много считать!). Далее все участники по очереди пытались угадать это число. Ведущие в свою очередь помогали игрокам подсказками «больше»-«меньше». Если кто-то угадывал число, он мог себе что-то попросить. Игра предполагала, что у игроков ничего нет, и они могли просить что угодно! Если игрок просил одежду, то ведущие уходили, и каждый придумывал свой вариант запрошенной вещи. Перед игрой обычно оговаривалось, будут ли придуманные вещи «с браком и с юмором» или же нет. Если решалось, что будут, то полет фантазии ничем не ограничивался, и чем смешнее придумывались вещи, тем было лучше! Из чего только наряды не «лепились»: из грязи, песка и цемента, с плесенью, косточками и паутиной – годилось все то, что приходило на ум и на что хватало детской неограниченной фантазии! Если решалось, что вещи будут придумываться «без брака и без юмора», то ведущие старались загадать самые удивительные и роскошные наряды и предметы! Далее угадавший выбирал одну из двух предложенных вещей и сам становился ведущим вместе с автором выбранной модели. После чего процесс повторялся.

Надеемся, что наше путешествие в недалекое прошлое вам понравилось, и вы с улыбкой и с удовольствием в него окунулись! Передайте своим детям этим и многие другие прекрасные игры (мы уверены, вы сейчас из кладовки памяти немало их достали!). Пусть они дарят радость нынешним поколениям!

Автор: Ева Архипова