Рецензия на фильм Красавица и Чудовище

Автор

Музыкальная мелодрама "Красавица и Чудовище", один из самых ожидаемых фильмов этой весны, вышел в прокат. Благодаря трейлеру фильма «Красавица и Чудовище» с Эммой Уотсон в главной роли, поклонники классического одноименного мультфильма 1991 года смогли получить некоторое представление о ремейке. Удалось ли его создателям превзойти номинированную на Оскар анимацию 26-летней давности (или хотя бы приблизиться к ней), читайте в рецензии Юлии Веремко-Бережной.

«Красавица и Чудовище» – не первый фильм, снятый студией Disney по мультфильму (вспомните новую экранизацию «Золушки» и ремейк «Книги джунглей»), и, как вы можете догадаться, далеко не последний. Если вы видели эти старые сказки на новый лад, то сомнений в том, что фильм "Красавица и Чудовищее" 2017 года будет снят красиво, у вас не возникнет. А вот обявление Disney о том, что в новой версии фильма будут присутствовать гей-персонажи, смутило немало родителей. Можно ли смотреть фильм с детьми, узнаете из нашего отзыва о фильме "Красавица и Чудовище".

Студия Дисней не оставила ни одного шанса любителям спойлерить. Мало того, что экранизировали «старую, как мир историю», с сюжетом которой знакомы даже наши прабабушки, и практически покадрово «сняли» ее со своего же культового мультфильма, они еще и заявили во всеуслышание о едва ли не единственном нововведении – в фильме будут геи!

Не то, чтобы раньше не снимались фильмы с гей-персонажами, но для студии Дисней, специализирующейся на детских сказках, это – впервые. И если им хотелось резонанса, то они его получили. Фильм тут же обвинили в гей-пропаганде и последовали предложения бойкотировать его. В России «Красавица и Чудовище» выходит с ограничением 16+ (удивительно, как один небольшой значок с циферками и плюсиком способен все изменить – даже название сказки выглядит теперь совсем не детским).

Но не стоит беспокоиться из-за сцен с геями (или обольщаться прогрессивностью Диснея). Они настолько незначительны и расплывчаты, что без предварительного анонсирования их бы вряд ли кто-то заметил.

Вот, к примеру, один из таких эпизодов.

А что действительно бросается в глаза, так это некоторый диссонанс в образе Белль. С одной стороны, ее называют самой эмансипированной диснеевской принцессой – "Белль не мечтает стать принцессой. Ей, скорее, хочется посмотреть мир и разобраться в себе, чем найти мужа" – говорит Билл Кондон, режиссер фильма. Подтверждением того, что Белль – персонаж современный и прогрессивный, можно считать и тот факт, что сыграть его согласилась Эмма Уотсон, известная своими феминистическими взглядами (от роли Золушки, к слову, она отказалась). И в начале фильма мы видим, как она, прочитавшая все пять книг в селе, и знающая, какой пинцетик когда подавать отцу, чинящему часы, отвергает ухаживания невежественного красавчика Гастона. Но что же происходит дальше?

Когда какое-то чудище запирает ее в четырех стенах, где ей кроме посуды, мебели и другого антиквариата, и поговорить не с кем, она довольно быстро смиряется с таким положением дел. Да, он – чудовище, но начитанное. Да, не то что о путешествиях, но и прогулках по селу, можно забыть, но зато есть огромная библиотека.

Сердце девушки тает, как только она слышит грустную историю о том, что мама Чудовища рано умерла, а отец был к нему жесток. (Чайник, кстати, рассказал.) Стремительно развивающийся стокгольмский синдром неопытная Белль принимает за воспетые Шекспиром чувства (положа руку на сердце, Джульетта тот еще пример для подражания в этом вопросе)

Не по-феминистически как-то получается. Больше похоже на все ту же неприглядную роль, отведенную патриархальным обществом женщине, но только с чуть отсроченным исполнением.

А что же Чудовище? Страшное и ужасное, оно способно проявлять свою силу только против беззащитной девушки. Когда против него выступают селяне во главе с соперником Гастоном, Чудовище просто сидит на крыше и печально смотрит вдаль.

За его жизнь борется вся домашняя утварь, включая маленькую надбитую чашку, но, как типичный абьюзер, он оказывается бессильным, если соперник – не женщина. Более того, Чудовище ждет, что та самая женщина спасет его. И она спасает. Хэппи-энд?

Чем чревата эта «красивая сказка»? Верой повзрослевших девочек в то, что можно изменить любое Чудовище. Ожиданием повзрослевших мальчиков, что Красавица придет и его спасет.

Не лучшие жизненные сценарии. Для баланса после просмотра "Красавицы и Чудовища" рекомендую посмотреть и обсудить с детьми мультфильмы "Ваяна" и "Балерина", чтобы они понимали, что у девочки могут быть другие цели в жизни, кроме как выйти замуж.

Да, в фильме «Красавица и Чудовище» 2017 есть на что посмотреть. Можно рассматривать интерьер замка и платья Красавицы, ведь на них положено так много труда и кристаллов Сваровски.

А еще – созданное при помощи технологии Motion Capture (захват движений) Чудовище! Билл Кондон, наловчившийся снимать чудищ еще в первых двух «Сумерках», и здесь с виртуальной реальностью не сплоховал. Однако, как и в фильме «Голос Монстра», в новой «Красавице» проявляется проблема, решить которую будет довольно сложно – реальный мир меркнет перед компьютерной графикой.

И, напоследок, пару слов об Эмме Уотсон, сыгравшую главную роль в фильме «Красавица и Чудовище». Некоторые критики в своих отзывах восхищаются невероятной внешней схожестью Эммы Уотсон и ее анимационной предшественницы. Говорят, подружка Гарри Поттера сотни раз пересматривала мультфильм «Красавица и Чудовище», чтобы лучше вжиться в роль. У меня же возникло подозрение, что картиной, которая у Эммы стояла на повторе, были «Сумерки» – настолько игра Уотсон напоминала о Кристен Стюарт. Мерзавец Гастон был куда убедительнее.