Выговариваем Щ
- Автор
- Дата публикации
- Автор
К постановке звука – Щ можно приступать только после того, как ребенок хорошо усвоил звуки – ш, ж, ч. Это сложное звукосочетание, состоящее из слияния мягких звуков [ш’ч’]. В русском языке звук - Щ всегда мягкий.
I. Воспитание правильного произношения звука – Щ.
1. По подражанию. Взрослый медленно, a потом все быстрее произносит слитно два звука [ш’ч’]. Ребенок повторяет это звукосочетание.
2. Произносить длительно звук – Ш и одновременно продвигать кончик языка к верхним зубам. Образуется звук – Щ.
3. Присосать весь язык к небу так, чтобы кончик языка лежал за верхними зубами. Набрав воздух, с силой его выдыхать, произнося звук [ш]. Будет слышен звук – [щ].
II. Закрепление звука – Щ в закрытых слогах.
1. ащ - ящ
ещ - ищ
ыщ - ищ
ощ - ущ
ущ - ющ
ящ – ещ
2. Слова:
3. выучить чистоговорки:
ащ – ащ - ащ – надеваю плащ
ощ - ощ - ощ – мама варит борщ
ещ – ещ - ещ – очень крупный лещ
ющ – ющ - ющ – на балконе плющ.
4. При помощи взрослых составить предложения с выученными словами.
III. Закрепление звука - Щ в открытых слогах.
1. ща – щу - щё
ща – щи - ще
щу – щи - ще
щё – щи – ще
ща – щу - щи
ща – щё – ще
2. Слова:
3. Образовать новые слова:
4. Повторить предложения:
Маленький щенок пищит.
Щука – хищная рыба.
Волки рыщут, пищу ищут.
Товарищ пришел на помощь.
Щенку дали хрящ.
5. Выучить стишки.
Пищу на обед ища,
Плавниками трепеща,
Ходит щука вкруг леща.
Ты нас, мама, не ищи,
Ищем мы щавель на щи.
Ща – ща - ща – я поймал леща
Щу – щу - щу – я щавель ищу
Щи – щи - щи – мама варит щи
Щё – щё - щё – дождь идет еще.
6. Закрепление звука – Щ в текстах.
Прослушать текст и ответить на вопросы взрослого:
Храбрые щенки
Жили два щенка. Вышли они во двор. Посмотрели щенки на небо. Видят щенки желтый блестящий полукруг. Не знают щенки, что это такое. А полукруг стал кругом.
- Давай лаять, - говорит один щенок.
Залаяли щенки. А круг поднимается еще выше.
- Убегает! – говорит другой щенок. Весело лают щенки.
Щеглята
Прилетели в рощу щеглы. В гнезде у них появились щеглята. Полез Витя на дерево поглядеть на щеглят. Щеглов – родителей не было. Щеглята по веткам удирали от Вити. Один щегленок упал. Витя поймал щегленка. Пищит щегленок, щиплет Вите руку. Посадил Витя дрожащего щегленка на ветку.
IV. Дифференциация звуков – Ш – Щ.
1. Повторить закрытые слоги, слова, составить предложения.
2. Открытые слоги, слова.
3. Дифференциация – Ш – Щ в предложениях.
Паша и Миша – хорошие товарищи.
У Гриши щенок Бишка.
Щи да каша – пища наша.
Мы поймали лещей и ершей.
Плащи вешают в шкаф.
Тетя Даша угощала Машу борщом.
4. Работа с текстами.
В роще
Миша и Паша – товарищи. Пошли они в рощу. С ними был маленький щенок. В роще поют щеглы. Миша и Паша играли со щенком. Потом в рощу прилетела сорока. Она затрещала. Щенок запищал. Миша и Паша погладили щенка.
Ледоход
Шура и Маша пошли на реку. Был ледоход, лед громко трещал. Мощные волны ломали льдины. Маленький щенок побежал к реке. Шура оттащил щенка от воды. Щенок пищал, Шура взял его на руки. Шура и Маша потащили щенка домой.
V. Развитие фонематического восприятия.
1. Хлопнуть в ладоши, услышав слог со звуком – Щ:
ша, ща, щу, шо, шу, щё, ши, ще, аш, ощ, ущ, еш ...
2. Отложить фишку, услышав слово со звуком – Щ:
каша, Кощей, шина, щиплет, щуплый, шутка, малыш, ящик, роща, решать, лещ, плющ, пышка, мишень, хлещет …
3. Из ряда слов запомнить слово со звуком – Щ:
- Миша, пища, пишет.
- Прыщ, малыш, камыш.
- Шапка, шайба, щавель.
4. Самостоятельно придумывать слова с заданным звуком ( - Ш или - Щ), составлять предложения.
5. Взрослым следить за правильным произношением ребенка.