Сколько слов знает ребенок?

Автор

Ярош Татьяна Александровна

Какое количество слов может усвоить человек? Есть ли границы для каждого возрастного этапа жизни?

Словарный запас каждого человека состоит из активной и пассивной части. Активный словарь включает в себя слова, которые мы не только понимаем, но и повседневно используем. Пассивный словарь – это такие слова, которые мы понимаем, но пользуемся ими редко. Пассивный словарь всегда больше активного.

Активный словарь малыша постепенно увеличивается: в 1 год он составляет 10 слов, а к 3 годам достигает 100 слов. В 4 года ребенок произносит до 1500 слов, в 5 лет – около 200. Семилетний ребенок пользуется 4000 слов. У взрослого человека активный словарь насчитывает 6-8 тыс. слов.

Качественный состав словаря дошкольников разного возраста существенно различается.

На 4-ом году жизни у ребенка еще встречаются слова типа «ляля», «киця». Малыш пользуется словами-заменителями, если не знает точного названия. Например, окно и подоконник обозначает одним словом «окно». Часто заменяет названия предметов словами «этот», «тот»: «Дай мне это». Имена прилагательные часто носят обобщающий характер: «хороший» - это и красивый и добрый, и веселый. В активном словаре чаще всего встречаются существительные и глаголы.

Пятилетний ребенок чрезвычайно любознательный и разговорчивый. Это способствует быстрому обогащению его словарного запаса прилагательными, числительными и др. частями речи. На 5-ом году жизни у детей ярко проявляется собственное словообразование. Если малыш не знает или забыл название предмета, он подбирает подходящее слово: «кофемолка» - «крутилка» и т.д.

Активный словарь 6-7 летнего ребенка намного богаче. Он свободно пользуется всеми частями речи, правильно называет предметы, их признаки, свойства. Эффективно обогащают словарный запас ребенка настольные игры: «Лото», «Домино», «Парные картинки». Взрослые могут быть активными участниками этих игр.

Родители также могут проводить словесные игры.

Например, игра «Скажи наоборот». Взрослый называет слово, а ребенок подбирает противоположное по смыслу:

Черный – белый

Большой -

Теплый -

Добрый -

Мокрый - и т.д.

Интересна детям игра «Путаница». Например, взрослый называет фрукты: яблоко, груша, помидор, слива, апельсин, вишня. Ребенок должен исправить ошибку.

Богатство и образность придают речи пословицы и поговорки. Пословицы нравятся детям игрой слов, ритмикой.

Во время приема пищи можно ознакомить детей с такими поговорками: «Кашу маслом не испортишь», «Дорога ложка к обеду», «А Васька слушает, да ест».

Если малыш выполняет ваши поручения неохотно, поспешно, тут пригодятся такие пословицы: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», Поспешишь – людей насмешишь», «Делу время, а потехе час».

Во время прогулок и наблюдений за природой можно ознакомить ребенка с народными приметами: «Солнце светит, да не греет», «Солнце низко – вечер близко», «Два друга – мороз да вьюга».

Важно знать, что ребенок усваивает слова в определенной последовательности. Сначала он непосредственно знакомится с предметом, играет с ним, слышит от взрослых название. Потом формируется представление об этом предмете, малыш знает, для чего он нужен, что с ним можно делать: «Ручкой можно писать на бумаге».

Лучше всего ребенок запоминает новые слова, если они связаны с непосредственным восприятием предмета: погладил кошку – «мягкая, пушистая шерстка».

Ежедневный быт – это главный источник обогащения словарного запаса. Можно использовать название бытовых предметов для развития слово образований:

Суп – супница

Мыло – мыльница

Хлеб - …

Сахар - …

Перец - … Выходные дн

и желательно использовать для прогулок, экскурсий, наблюдений за окружающей средой. Наблюдение – ценный источник развития речи, потому что дошкольник не может молча наблюдать за чем-либо. Он все время спрашивает, как называется незнакомый предмет, для чего он нужен. Ребенок делится впечатлениями об увиденном, старается рассказать связно. Объектов для наблюдения множество: растения, птицы, животные, явления природы, транспорт, труд взрослых. Желательно наблюдение за природой проводить в разные времена года, сравнивать, как выглядит дерево зимой, весной и т.д.

Овладение богатым словарным запасом возможно только на основе звуковой культуры речи. К 4-5 годам малыш должен овладеть произношением всех звуков родной речи. К сожалению, почти половина 6-летних детей имеет недостатки произношения и восприятия звуков.

Речевой аппарат дошкольника имеет свои особенности. Голосовые связки и гортань дошкольника короче, чем у взрослого. Язык занимает большую часть ротовой полости, движения его недостаточно точны и координированы. Этим можно объяснить некоторые недостатки произношения. У детей небольшой объем легких, поэтому речевое дыхание недостаточно развито.

Устная речь существует в двух формах: диалог и монолог. Для диалога характерны короткие, неполные предложения, использование мимики. Диалогическую речь дети осваивают до 5 лет. На 6-ом году жизни она уже не удовлетворяет речевые потребности ребенка. Он хочет уже сам пересказать сказку, содержание мультфильма, поэтому начинает пользоваться монологической речью.

Монолог – это речь одного человека, поэтому требуется последовательное изложение мысли, связность рассказа. Большинство детей к 6 годам овладевают связной монологической речью. До прихода в 1 класс ребенок должен научиться описывать знакомый предмет с его основными признаками, качествами. А также сравнивать 2-3 предмета, самостоятельно составлять рассказы по сюжетным картинкам.

Шестилетний ребенок до прихода в 1 класс должен знать все печатные буквы, различать большую и маленькую букву.

Необходимо научить ребенка читать слова и небольшие предложения, научить выполнять звуковой анализ слова. Он включает в себя деление слова на слоги и последовательное называние каждого звука. Например, слово «рыба» разделить на ры-ба, назвать звуки: «р», «ы», «б», «а».

Советы родителям:

Как можно больше разговаривайте с ребенком.

Поощряйте его вопросы, воспитывайте «почемучку».

Чаще сами задавайте малышу вопросы.

Каждое непонятное слово обязательно объясните.

Разговаривайте с ребенком только правильной речью, не «сюсюкайте». Если ваш трехлетний ребенок говорит мало слов, не пользуется предложениями, посещайте логопедический садик. Если пятилетний неправильно произносит звуки, обратитесь к логопеду.

Используйте каждую свободную минуту для общения с ребенком. Основными собеседниками ребенка являются члены его семьи. Учите ребенка составлять рассказы и сказки, пересказывать содержание мультфильмов.

Развивайте мелкую моторику рук малыша, это будет существенно влиять на развитие речи. Используйте для этого игры с пластилином, мозаикой, паззлами, конструкторами. Выполняйте с ребенком пальчиковую гимнастику.