Формирование правильного произношения у детей 5го года жизни. Часть 2
- Автор
- Дата публикации
Ярош Татьяна Александровна
Формирование правильного произношения у детей 5го года жизни. Часть 1
Ч
Если ребёнок овладел правильным произношением звуков «ш», «ж», то нужно научить его произносить слитно 2 звука: тьшь. При слиянии они образуют звук «ч».
1. Попросите ребёнка среди разных картинок отобрать те, в названиях которых есть звук «ч»: черепаха, бабочка, лампочка, мяч, колокольчик, чайник.
2. Загадки:
Из горячего колодца через нос водица льётся (Чайник)
Что всегда идёт, а с места не сойдёт? (Часы)
Ножек нет, а скачет, упадёт – не плачет. (Мяч)
3. Прочитайте стихотворение так, чтобы ребёнок мог закончить фразы:
Рады зайчики и белочки, рады мальчики и … (девочки).
Сверху солнышко печёт, а вверху река … (течёт)
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой … (чая).
4. Стишки и чистоговорки:
ач-ач-ач – мы купили мяч
оч-оч-оч – наступила ночь
еч-еч-еч – затопили печь
уч-уч-уч – потеряли ключ
Шубка овечки теплее печки.
На дереве почки, под деревом бочки.
На кочке квочка, квочка на кочке.
5. Задайте малышу вопросы по содержанию рассказа:
Летом Вова и Надя жили на даче. Утром они пили чай с булочками и печеньем, а потом бежали на речку. На речке Вова ловил удочкой рыбу, а Надя качалась на качелях или играла с мячом. Вечером Вова читал Наде сказку «Курочка Ряба».
Щ
Если ребёнок овладел артикуляцией звука «ч», то он без труда сможет слитно произнести звуки шьчь. Это звукосочетание при слиянии даст звук «щ».
1. Чистоговорки и скороговорки:
ащ-ащ-ащ – мы купили плащ
ща-ща-ща – я поймал леща
Ты нас мама не ищи, щиплем щавель мы на щи.
Волки рыщут, пищу ищут.
Щука проглотила щётку, щётка щекотала глотку. «Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?»
2. Задайте малышу вопросы по содержанию рассказа:
Кате подарили щенка. Она принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и заснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из-под стола щётку и стал с ней играть.
Л
Чтобы произнести этот звук, нужно узкий кончик языка прижать к десне сразу за верхними зубами.
1. Загадки:
Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает (Лук)
Сама не ем, а людей кормлю (Ложка)
Пушистый рыженький зверёк по деревьям скок да скок (Белка)
2. Стишки и чистоговорки:
ал-ал-ал – я купил пенал
ол-ол-ол – я гонял в футбол
ил-ил-ил - пять голов забил
ел-ел-ел – песенку запел
Всё бело-бело-бело, много снегу намело.
Вот весёлые деньки. Все на лыжи и коньки.
Головой кивает слон, он слонихе шлёт поклон.
Ль
Чтобы произнести этот звук, кончик языка должен быть широким и прилегать к десне.
1. Стишки и чистоговорки:
Лебеди, лебеди, лебеди летели и на воду сели.
Сели, посидели, снова полетели
Мы листики осенние, на ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели, мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли.
Но щенок породы колли убежал от Поли в поле.
2. Задайте малышу вопросы по содержанию рассказа:
Мама дала детям пластилин. Лёша и Люся сели за маленький стол и стали лепить. Лёша вылепил из пластилина слона, лису, волка и льва. Люся вылепила стол, четыре стула и маленькую полочку для телефона.
Р (рь)
Речевой материал предназначен для тех детей, у которых уже появился звук «р», но ещё не вошёл в повседневную речь. Это значит, что ребёнок может правильно произнести сам звук (р-р-р-р), но в словах продолжает пропускать его, заменять другими звуками или произносит, но не во всех словах. Форсировать занятиями появление звука «р» нельзя.
1. Покажите малышу картинки «овощи-фрукты» (или любые другие) и попросите отобрать те из них, в названиях которых есть звук «р»: помидоры, огурцы, морковка, картошка, груша, воноград, персик, арбуз.
2. Назовите вместе с ребёнком предметы обихода в вашей квартире, в названиях которых есть звук «р»: радио, телевизор, картина, кровать, сервант, ковёр.
3. Загадки:
Под водой живёт народ, ходит задом наперёд (Раки)
Зубов много, а ничего не ест (Расчёска)
Растут на поле сестрички, жёлтые глазки, белые реснички (Ромашка)
Течёт, течёт, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит (Река)
Громко квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает (Курица)
4. Стишки и чистоговорки:
Ра-ра-ра – детям спать пора
ро-ро-ро - я несу ведро
ру-ру-ру – начинай игру
ры-ры-ры – надувай шары
После росы росли розы
Раки, эх и забияки, не обходятся без драки
Роет землю старый крот, разоряет огород
У Егора огород, там есть редька и горох.
Рядом огород Федоры, там на грядке помидоры.
5. Задайте малышу вопросы по содержанию рассказа:
Рая и Рома пошли рано утром в лес за грибами. Рая взяла с собой корзину, а Рома ведро. Вскоре Рая набрала полную корзину грибов, а рома лишь чуть-чуть на донышке. Рая отдала часть своих грибов Роме, и они пошли домой. Тогда Рома предложил Рае понести её корзину.
6. Рисование картинки. предложите ребёнку нарисовать дом и назвать его части: крыша, труба, двери, дверная ручка, рама, порог, крыльцо, кирпичные или деревянные стены. Возле дома он может нарисовать цветы - розы, ромашки, астры; деревья – грушу, рябину; кусты – смородину, крыжовник.
Рисовать можно на любую тему, проговаривая названия карандашей или красок: красный карандаш, розовая краска, оранжевая, коричневая, чёрная, серая и т.д.
В процессе становления звуков и полноценного использования их ребёнком в повседневной речи важна систематичность занятий. Не нужно ждать мгновенного результата (хотя в отдельных случаях может быть и так), обычно от появления звука до свободного использования проходит несколько месяцев. Превращайте занятия в занимательную игру и тогда ваш любимый малыш будет радовать вас чистым произношением и хорошей дикцией.