Формирование правильного произношения у детей 5го года жизни. Часть 1
- Автор
- Дата публикации
Ярош Татьяна Александровна
В течение пятого года жизни закрепление звуков у малыша происходит в такой последовательности: с (сь), з (зь), ц, ш, щ, ж, ч, щ, л (ль), р (рь). Помочь ребёнку можно таким образом: взрослый показывает картинки, а малыш называет изображённые на них предметы. При этом он старается выделять интонацией изучаемый звук: сссамолёт, лиссса и т.д.
Для закрепления звуков, а также для развития внимания к речи взрослых ребёнку можно предлагать задания на договаривание слов в двустишиях или небольших стихах. Во время чтения текста взрослый просит малыша внимательно слушать, чтобы правильно закончить текст – подобрать слова не только близкие по звучанию, но и по смыслу. Например: «Телефон опять звонит, от него в ушах … (звенит)» При неудачном подборе слова текст можно прочитать повторно и подсказать правильный образец, а малышу предложить повторить его, чётко произнося изучаемый звук.
Для закрепления звука во фразе, правильного употребления его в речи, для выработки чёткой дикции можно повторять вместе с ребёнком чистоговорки. Например: са-са-са – хитрая лиса. Родители могут придумывать различные рифмы к одним и тем же слогам, а также на разные слоги и звуки. Отлично, если ребёнок подключается к процессу сочинения чистоговорок и повторяет их многократно и старательно. Чистоговорки способствуют развитию артикуляционного аппарата, выработке силы голоса (от громкой до шёпотной речи).
Очень полезно учить и чётко произносить с малышом загадки. Загадки также способствуют развитию слухового внимания – умения внимательно слушать речь говорящего. Для занятий с ребёнком нужно активно использовать стихотворения, потешки, считалки, небольшие рассказы, насыщенные изучаемым звуком. На этом же речевом материале малыш учится произносить стихи в нужном темпе, с правильной интонацией.
Чтобы формировалось правильное произношение звуков и развивался фонематический (речевой) слух также хорошо использовать картинки: взрослый просит ребёнка найти на рисунке такие предметы, в названии которых есть изучаемый звук, и назвать их вслух правильно и чётко.
Речевой материал для закрепления произношения звуков:
С (сь)
1. Прочитайте стихотворение так, чтобы ребёнок мог закончить фразы:
И-го-го!- поёт лошадка, - спи мышонок сладко- … (сладко)
Десять дней Айболит не ест, не пьёт и не… (спит)
И сказала кочерга: «Я Федоре не … (слуга)»
Для птенцов и для зверят тоже нужен детский… (сад)
2. Предложите малышу отгадать загадки:
Белый, да не сахар. Ног нет, а идёт. (Снег)
Семьдесят одежек и все без застёжек. (Капуста)
У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней? (Лиса)
3. Чистоговорки и стишки:
Вёз на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
Саня, на, кусай, кусай сайку, сайку, сайку.
ас-ас-ас – мы купили квас
ос-ос-ос – мы прогнали ос
ис-ис-ис – мы купили рис
ес-ес-ес – мы ходили в лес
4. Предложите малышу ответить на вопросы по содержанию небольшого рассказа:
Вася и Оксана вынесли в сад стол и два стула. Вася принёс бумагу, краски и две кисточки. Дети сели за стол и стали рисовать. Вася нарисовал самолёт и автобус. Оксана нарисовала снеговика, санки и маленькую собачку.
Как звали детей? Что вынесли в сад дети? Что принёс Вася? Куда сели дети? Что нарисовал Вася? и т.д.
З (зь)
1. Загадки:
Не лает, не кусает, а в дом не пускает (Замок)
Зимой белый, летом серый Заяц)
Что видно только ночью? (Звёзды)
2. Стихи и чистоговорки
У Зои много забот, заболел у Зои кот.
За-за-за – закрывай глаза
зу-зу-зу – мы ведём козу
зы-зы-зы – рожки у козы
Зайку бросила хозяйка, под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог, весь до ниточки промок.
3. Задайте малышу вопросы по содержанию рассказа:
В зоопарке много зверей. Здесь живут полосатые зебры, сильные зубры, горные козлы. Рядом с обезьянами клетка с пушистыми зайцами. Змеи любят тепло, и они живут в отдельном доме. Дети любят ходить в зоопарк.
Ц
1. Загадки:
Полон хлевец белых овец (Огурец)
У двух матерей по пять сыновей (Пальцы)
Явился в жёлтой шубке, прощайте, две скорлупки (Цыплёнок)
2. Стишки и чистоговорки:
Цыплёнок цапли цепко цепляется за цепь.
Бегают две курицы прямо по улице.
ца-ца-ца – белая овца
цо-цо-цо – на руке кольцо
цы-цы-цы - купили огурцы
3. Задайте малышу вопросы по содержанию рассказа:
У мамы-курицы было 12 цыплят. Самого маленького цыплёнка звали Цып. Цып был любопытным цыплёнком. Он собирал цветы и вдруг увидел колодец. Цып решил заглянуть в колодец и чуть-чуть не упал туда. Мама-курица отвела Цыпа домой и никуда одного не отпускала.
Ш
Правильное произношение этого звука формируется по подражанию: взрослый на себе показывает, как язык, принимая форму «чашечки», поднимается за верхние зубы, к нёбу.
1. Подберите вместе с ребёнком игрушки и предметы, в названии которых есть звук «ш»: погремушка, машина, мишка, карандаши, шапка, шарфик, шуба.
2. Загадки:
Мягкие лапки, а в лапках – царапки (Кошка)
Живёт в норке, грызёт корки (Мышка)
Маленькие ножки, а боится кошки (Мышка)
3. Чистоговорки, стишки, скороговорки:
ша-ша-ша – мама моет малыша
ши-ши-ши – это наши малыши
Шапка да шубка – вот он, наш Мишутка.
Мы кормили нашу Машу: Маша, Маша, кушай кашу.
3. Задайте малышу вопросы по содержанию рассказа:
Наташе подарили плюшевого мишку. Наташа надела ему рубашку и штанишки, а бабушка связала шарф и шапочку. Вечером Наташа вышла с мишкой на прогулку. Во дворе она увидела Мишу, у которого была большая машина. Миша и Наташа катали Мишку на машине.
Ж
Положение языка такое же, как м при произношении звука «ш», но произносится звук «ж» звонко, громко.
1. Предложите малышу хлопнуть в ладоши, услышав слово со звуком «ж»: жук, лыжи, картина, ёжик, диван, трамвай, медвежонок, кубики, дерево, лужа, ножи, дом.
2. Стишки и чистоговорки:
жа-жа-жа - убежали два ежа
жу-жу-жу – молоко дадим ежу
жи-жи-жи - вот лежат ножи
Лежит ёжик под елкой, у ёжика иголки.
Хорош пирожок, внутри творожок.
Вышла девочка на лыжах, а за ней котёнок рыжий.
От неё не отстаёт, добежал до горки – ждёт.
Прокати, Алёнка, рыжего котёнка.
3. Задайте малышу вопросы по содержанию рассказа:
У Жени живёт собака Жучка. Однажды Женя пошёл в лес собирать жёлуди. Жучка побежала тоже. Пока Женя собирал жёлуди, Жучка гонялась за жуком. Вдруг Жучка громко залаяла. Женя подбежал к Жучке и увидел ежа с ежатами. Женя отозвал Жучку, а ёж и ежата убежали под елку.
Формирование правильного произношения у детей 5го года жизни. Часть 2