Детская сексуальность
- Автор
- Дата публикации
- Автор
«Выбивая из головы преждевременную любовь, не вбиваем ли мы в голову преждевременный разврат?»
Януш КОРЧАК, знаменитый врач, педагог, писатель
Наш консультант - Тамара ГОВОРУН, доктор психологических наук, профессор, главный специалист лаборатории социальной психологии Института психологии АПН.
Многих родителей отпугивает уже само это словосочетание. А ведь чтобы говорить об этом, надо в первую очередь ответить на вопрос: являются ли дети сексуальными существами? Ответ ученых однозначен – да. А ответ родителей и учителей зачастую прямо противоположен. Многие из них считают, что сексуальность – прерогатива взрослых, а проявления сексуальности ребенка – ни что иное, как подражание аморальному поведению невоспитанных людей.
Это ошибочные убеждения, которые отражает сакраментальная фраза советских времен «секса у нас нет». Понятие детской сексуальности существует, и дети в любом возрасте вольно или невольно интересуются вопросами сексуальности, нуждаются в ней для лучшего понимания себя и окружающих.
Одна из самых главных причин отрицания сексуального воспитания детей – ошибочное мнение, что посвящение ребенка в тайны интимной близости повлечет за собой раннюю сексуальную активность. Однако практика «обучающих сексуальности» программ в разных странах свидетельствует об обратном: как оказалось, среди старшеклассниц, которым читался курс основ сексологии, количество незапланированных беременностей резко уменьшилось. Кроме того, эти девушки значительно позже своих ровесников начинали вступать в интимные отношения.
Поэтому самая главная задача родителей: научить детей относиться к сексуальности и с радостью, и с ответственностью.
По мнению психоаналитиков, сексуальность детей – это стремление к удовольствию от своего тела в целом. От степени его удовлетворения зависит нормальное развитие личности ребенка. Поэтому, если эти проявления сексуальности ребенка родители активно не одобряют или наказывают, то в будущем секс для него будет всегда связан с негативными эмоциями. И именно отсюда берут истоки психологические причины фригидности, садизма, мазохизма, гомосексуальности и т.д.
Как раз детский возраст, когда ребенок проходит пять стадий психосексуального развития, и предопределяет будущее поведение взрослого.
1 стадия – от рождения до года
Особенности
Сосание и жевание – главные удовольствия малыша от рождения до первого года жизни. Активные действия младенца, когда он добивается сосания, кусает грудь, динамично сосет, обнимая ее руками, объясняются не одной лишь потребностью в еде. Если эта активность не будет встречать сопротивления со стороны мамы, у малютки будет развиваться чувство безопасности и благополучия.
Надо знать
Именно на этой стадии формируется установка «меня любят». Не случайно в современных исследованиях подчеркивается, что будущая чувственность тела, ощущение доверия к другому человеку зависят от ласкового пеленания, поглаживаний, купания. Они позволяют ребенку почувствовать ценность собственного телесного «Я», которая сохраняется в течение всей жизни.
Ошибки
Недостаток удовольствия от сосания порождает стремление постоянной поддержки удовольствий, связанных с областью рта. Это проявляется в склонности к алкоголю и курению, булимии (обжорству) или анорексии (отказу от еды), привычке грызть ногти, словесной агрессии и спазмах в горле.
2 стадия – от года до двух
Особенности
Ребенок учится пользоваться горшком, ему это интересно, он получает от этого удовольствие. Он не чувствует отвращения к своим экскрементам, принимает их, как часть своего тела. И даже приносит горшок похвастаться – так своеобразно он выделяет значимых для него людей.
Надо знать
Если родители подчеркивают неудачные шаги ребенка на пути к самостоятельности, часто проявляют недовольство его поведением, то «Я» малыша останется слабым и неуверенным.
А еще именно сейчас у ребенка появляется способность дарить свою любовь другим.
Ошибки
Наказание малыша за потерю контроля над испражнением или за излишнюю демонстративность может впоследствии дать толчок развитию в нем таких качеств, как педантичность, скупость, чрезмерная аккуратность, а также послужить причиной психических расстройств: энуреза (недержания мочи), энкопреза (произвольного или непроизвольного выделения кала).
3 стадия – от двух до пяти лет
Особенности
Ребенок начинает интересоваться строением половых органов (и своих, и других людей), иногда приобретает первый опыт мастурбации. Третью стадию называют генитальной, однако это совсем не значит, что генитальная активность главный ее признак. На каждой из предыдущих стадий ребенок своим поведением старался привлечь внимание мамы, которая для младенца является главным источником удовольствия. А на этой стадии мама уже не играет такой роли.
Поскольку именно этот период вызывает у родителей больше всего вопросов, остановимся на нем подробнее. Все дети дошкольного возраста проявляют сексуальный интерес. Начинается она с «трудных» вопросов («Тети рожают девочек, а дяди – мальчиков?», «А зачем нужны папы, если всех детей рожают мамы?», «Мамы что, сначала съедают ребеночка, а потом рожают?»). Затем сексуальная активность может проявиться в подглядывании за обнаженными взрослыми, играх в «доктора» с раздеванием, умышленном употреблении грубых слов, принесенных с улицы.
Надо знать
Мотивами такого поведения выступают не эротические, а познавательные интересы. И утолив любопытство, дети обычно легко переключаются на что-то другое. Баланс интереса к сексуальной сфере с проявлениями любознательности в других направлениях означает, что у ребенка все нормально!
Ошибки
1. Родителям надо стараться называть половые органы правильно, нормативными названиями. Словечки типа «пипа», «звоночек», «пусик» и т.п. не подходят. Их употребление зачастую приводит к тому, что ребенок, становясь старше, все больше стесняется таких «домашних» названий и в результате расширяет свой словарик позаимствованными вульгарными грубыми уличными определениями. То, как родители называют половые органы, формирует у ребенка определенное отношение к своему телу.
2. Отношение родителей к половым органам дети воспринимают через их интонацию, выражение лица, замечания и комментарии. Если ребенок стесняется того, что «ниже пояса», настаивает, чтобы никто не смотрел, когда он переодевается (некоторые даже настаивают на том, чтобы их купали в трусиках), это свидетельствует о пренебрежительном отношении родителей к интимным местам. Как подчеркивает немецкий сексолог Р. Нойберт, возможность в раннем детстве наблюдать обнаженность родителей или других детей очень полезна. Она отсрочит слишком ранние половые влечения, частая причина которых в интересе к тому, что утаивается.
3. В сексуальных играх дошкольников, сопровождающихся взаимоисследованием интимных мест, даже очень откровенным, на самом деле почти нет ничего сексуального: они являются методом удовлетворения познавательных интересов. Потому если родители застают своих чад «на горячем», не надо показывать свое неудовольствие, гнев, возмущение. Такие эмоции только дадут детям понять, что любая телесная чувственность греховна.
Трудный вопрос
Особенно волнует родителей детская мастурбация. Мастурбация сама по себе нисколько не вредна, однако если она приобретает навязчивый характер, то действует как стресс, истощая ребенка психически и физически. Но детей раннего возраста легко отвлечь от самостимуляции игрой или другим занятием.
Есть три основные причины возникновения мастурбации:
• Тревожность, вызванная дефицитом родительского тепла, обидами, пренебрежением интересами ребенка;
• Стресс, одиночество (особенно часто встречается у «неблагополучных» детей).
• Изучение ребенком собственного тела.
• Несоблюдение норм гигиены тела (зуд при опрелостях и дерматите, глисты, тесная одежда).
Если раньше о мастурбации говорилось только в отрицательном аспекте, то теперь она рассматривается чаще как позитив, чем негатив. Сегодня она считается нормой в сексуальном поведении ребенка, конечно, за исключением той, которая сопровождает психические расстройства и проявляется в демонстративной, грубой или навязчивой форме. Естественно, родителям, которые столкнулись с детской мастурбацией, важно разобраться в ее причинах и особенностях: эпизодична она или регулярна, навязчива или произвольна. Это нужно не для того, чтобы искоренить «дурную» привычку, а чтобы избежать возможных осложнений.
4 стадия – от 6-7 до 11-12 лет
Особенности
Поскольку в этом возрасте ребенок начинает познавать социальные роли, межличностные отношения, нравственные основы поведения, сексуальные импульсы ребенка оказываются подавленными или находятся в заторможенном состоянии. Сейчас идеальный период для учебы. Хотя надо отметить, что мастурбация и сексуальные игры имеют место и на этой стадии, но часто прекращаются, преобразовываясь в процесс обучения и познания окружающего мира.
Интерес к миру интимных отношений становится более глубоким: «Что такое презерватив и зачем он нужен?», «Почему прокладки предлагают только женщинам? Мужчины ими не пользуются?», «Почему взрослые не разрешают смотреть детям фильмы про секс?», «Почему у крутых ребят много девушек?», «Кто такие проститутки? Ими могут быть старые женщины?»… У них возникает интерес к развитию собственного тела, они начинаются беспокоиться, насколько их внешность соответствует эталону. И это совершенно нормально.
Надо знать
Дружба и приятельство в этом возрасте больше сконцентрированы на групповой активности, чем на индивидуальной. У младших школьников симпатия и дружба возникают на основе общих занятий и игр. Взаимоотношения младших школьников разного пола уже совсем не те, что в дошкольном возрасте: они становятся гораздо более эмоциональными. Если дошкольник легко может «раздружиться» с Олей и сразу «подружиться» с Катей, то второклассник будет долго переживать конфликт, возникший с другом.
Согласно исследованиям, неуверенность в общении с противоположным полом взрослого человека предопределяется именно в это время. Этот возраст – время подражания взрослому поведению, время формирования стиля общения с противоположным полом.
Ошибки
1. Родители должны быть со своими детьми объективными и правдивыми. И с семилетним и с пятнадцатилетним ребенком разговор нужно вести так, чтобы его смысл отвечал действительности, вытекал из законов природы. Сказки об аистах и капусте вредны для развития сознания ребенка. Рано или поздно он все равно узнает, как все происходит на самом деле и дополнит знания уличным образованием. В результате ребенок перестанет доверять старшим, будет относиться к ним с подозрением, как к обманщикам.
2. Развращает ребенка не научный факт, а незнание! Психологи предостерегают, что избегание родителями «трудных» детских вопросов придает этим вопросам еще большую привлекательность. А чтобы информация о сексуальности не обрастала «уличными знаниями», важно всегда быть готовым ответить на любой вопрос ребенка, чтобы чадо на ваш примитивный ответ однажды не заявило: «Что-то я не видела, чтобы дети под кустами валялись».
5 стадия – от 12-13 до 19 лет
Особенности
Эта стадия включает в себя пубертатный (от начала первых месячных у девочек и первых эякуляций у мальчиков до остановки роста тела) и постпубертатный период (до наступления полной психологической и репродуктивной зрелости). В это время происходит развитие чувственности, осознание своих потребностей и интересов как взрослого человека. Если раньше сексуальность ребенка была связана с познанием собственного тела, то сейчас сексуальные интересы направлены на противоположный пол. Сексуальные импульсы больше концентрируются на гениталиях: у мальчиков возрастает частота эрекций и эякуляций, у девочек развивается грудь и вагинальная чувственность.
Надо знать
Повышенная внимательность к своему внешнему виду у многих подростков вызывает сомнения и недовольство, независимо от того, есть ли для них реальные причины. Ведь зачастую эталоны подростковой среды завышены. Недаром весь этот комплекс проблем, связанных с тревожной самооценкой подростками своей внешности, психологи называют «синдромом Квазимодо» или «синдромом гадкого утенка». Это отражается и на выборе одежды, и на манере ее носить: мало кто из подростков отважится носить то, что не носят его ровесники.
Диапазон сексуального поведения подростков расширяется: около 80 % юношей и девушек до 16 лет практикуют петтинг (взаимные ласки без полового акта). Это абсолютно безопасное занятие, которое, по утверждениям сексологов, углубляет и расширяет диапазон чувственности тела.
Ошибки
1. На этот возрастной период приходится очередной всплеск увлечения мастурбацией (согласно статистике, опыт мастурбации до 15 лет имели 30 % девочек и 90 % мальчиков). Влечение вызывает потребность в разрядке сексуального напряжения, а его достижение – удовольствие и одновременно муки совести. Такая внутренняя борьба подростка часто приводит к самоедству, усилению страхов: я не такой, как все. Родители должны быть очень внимательными к своему ребенку, к его настроению, чтобы в нужный момент поддержать его, объяснить, что с ним происходит.
2. Подросток стремится узнать о сексуальности как можно больше, отсюда и повышенный интерес к эротическим изданиям и порнофильмам. Этот интерес проявляется и в «граффити» (рисунки гениталий на стенах туалетов, коридоров, подъездов), в активном использовании нецензурной лексики, вульгарных названий интимных частей тела, смаковании «сальных» анекдотов. Желание родителей пристыдить подростка вряд ли даст результат, здесь важно разъяснить ребенку, что навязывать окружающим свои проявления сексуальности неэтично, а неспособность контролировать себя в этом характеризует его совсем не с лучшей стороны. Очень важно, чтобы подростки осознали, что «грязной» является не сама сексуальность, а засорение ее циничным отношением.
3. Начало половой жизни, среднестатистический срок которого выпадает на старший подростковый (юношеский) возраст, выводит развитие личности на новую, «взрослую» ступень. Сексуальное поведение подростков часто опережает их личностное развитие. Поэтому необходимо, чтобы родители объяснили детям, как важно уметь предвидеть последствия своих поступков, брать на себя ответственность, достигать взаимопонимания с любимым человеком. Вот как эту точку зрения выразила психолог-практик: «Перед тем, как начать с подростками разговор на эту тему, я стараюсь подать сексуальность в необходимом контексте. Я говорю детям, что из десяти самых важных признаков взрослых отношений первыми являются любовь и верность друг другу. На втором месте – чувство юмора. На третьем – умение общаться. Секс же находится во второй половине перечня, он, возможно, опережает распределение домашних обязанностей. Обязательно говорю детям, что, как и большинство родителей, не считаю, что подростки действительно испытывают необходимость в интимных отношениях. Они просто еще к этому готовы, их первые впечатления о сексе обычно весьма невыразительны. Зная, что многие подростки занимаются сексом еще до окончания школы, я говорю им: «Если вы все же не послушаете меня и своих родителей и не отложите секс на потом, то, по крайней мере, пользуйтесь контрацептивами».
Классификация типичных детских вопросов и мыслей «про это»
Главные моменты >
• Самое главное в половом воспитании детей – формирование положительного отношения к влюбленным, к свадьбе, к интимным отношениям и рождению ребенка. Уже в раннем дошкольном возрасте дети начинают формулировать представления о сексуальных отношениях, исходя из собственных наблюдений за взрослыми. Видя, как мама с папой обнимаются и целуются, явно получая при этом удовольствие, ребенок постепенно начинает понимать, что физическая и эмоциональная близость позволяет получать приятные ощущения. А если ребенок постоянно видит, как родители ссорятся между собой, или слышит восклицания «Не трогай меня!», у него может развиться совершенно противоположный взгляд на близкие отношения.
• Невнимание родителей к «трудным» темам, желание взрослых предостеречь, не допустить, уберечь и т.д., в глазах детей превращает сексуальность и все, что с ней связано, во что-то безрадостное, тревожное, исполненное страхов и нехороших предчувствий, грязное и порочное. А это прямая дорога к комплексам. Недавно был проведен интересный опрос. Ученые отобрали родителей, чья позиция относительно сексуального поведения детей была особенно авторитарной. Так вот, все родители на вопрос «Разрешаете ли вы детям смотреть по телевизору сцены, в которых есть легкая эротика или эпизоды из интимной жизни?» ответили единогласно «нет». Зато на вопрос «Смотрят ли ваши дети сцены насилия или убийства?», ответ был также единогласен - «да». Получается, что акт насилия более привлекателен в воспитании ребенка, чем интимные сцены? Многим стоит задуматься над этим.
• Некоторые родители пытаются умышленно отвлечь внимание детей от «неприличных» сцен, показываемых по телевизору. Но дети прекрасно понимают все эти уловки и, опять-таки, составляют неправильное мнение об интимных отношениях. Если уж ребенок оказался рядом, когда идет такая сцена, не надо выгонять его из комнаты (если, конечно, вы не смотрите в данный момент откровенное порно). Вот яркий пример на эту тему из жизни двух братьев, младших школьников. Их родители были очень обеспокоены тем, что сыновья семи и восьми лет смотрят фильмы о любви, в которых бывают откровенные сцены. И вот однажды, в самый критический момент, когда герой страстно целует героиню, лежащую на заднем сиденье автомобиля, один из мальчиков громко зовет брата, подтверждая все опасения родителей. Мама уже готова была выключить телевизор, как вдруг услышала: «Петька, смотри, вот это и есть настоящий «Кадиллак»!»
• Сексуальное воспитание и просвещение детей ни в коем случае не должно их сексуально возбуждать. Нужно просто и естественно, самым обычным тоном рассказывать им обо всем. Ведь наши дети хорошие психологи, и они прекрасно чувствуют изменения в поведении взрослых, их неуверенность или смущение. Дети не видят никакой связи между рождением детей и эротикой, не понимают разницы между вопросами: «Как отличить съедобные грибы от несъедобных» и «Как отличить мальчиков от девочек», а родители часто своей растерянностью привносят «взрослый» подтекст в невинный интерес.
• Родителям надо не бояться говорить на «деликатные» темы с сыном или дочерью-подростком. В нескольких европейских странах среди подростков и молодежи были проведены исследования, во время которых им задавался вопрос: «С кем бы вам больше всего хотелось поговорить о сексуальных проблемах?» Как это ни удивительно, но подростки отвечали: «С родителями». Они даже готовы признать, что в какой-то степени сами виноваты в том, что такое общение не происходит, объясняя так: «Я боюсь задавать вопросы». Причина? Подростки боятся, что родители будут их «пилить», или рассердятся, или «запрут дома».
Маричка СМЕРЕКА
А как у них? >
И в древности, и в наше время отношение того или иного народа к сексуальности часто основывается на крайностях: или на полном подавлении проявлений чувственности, или, наоборот, на всяческом поощрении сексуальной активности не только у взрослых, но и у детей.
• Сегодня трудно поверить, что в одной из самых демократических держав мира – США – во второй половине ХІХ века достаточно распространенным средством лечения мастурбации у девочек была варварская операция клиторидектомия (удаление клитора). В Сомали существует традиция проведения болезненной и унизительной операции отсечения клитора и частичного зашивания малых губ девочек 7-8 лет. А делается это для того, чтобы ограничить свободу будущей женщины в отношениях с мужчинами, предостеречь от возможности получить оргазм и уберечь от интимных отношений.
• Но есть и противоположные устои. Например, на островах Океании, где дети с ранних лет учатся тому, что секс приносит удовольствие. Детские игры наполнены имитацией сексуальных действий, которые постепенно становятся частью взрослой жизни. И развитие сексуальности считается специально организованной тренировкой чувственности мальчиков и девочек. Они должны узнать о мастурбации, когда им исполняется семь лет, а с восьми-девяти уже начать ею заниматься. У каждого мальчика есть своеобразный учитель сексуальности (взрослый мужчина), который обучает подопечного технике кунилингуса, поцелуев груди и достижения оргазма. Девочки тоже проходят такое обучение. Мальчики в 13 лет проходят курс «стажировки» с опытной женщиной. Все это отражается на взрослой сексуальности: пары здесь обычно имеют интимные отношения каждую ночь, даже 50-летние – не меньше 3 раз в неделю с обязательным достижением оргазма.
• А в племени Лезу вообще царит культ сексуального удовольствия: половой акт не является тайной для детей. Часто он совершается прямо у них на глазах (правда, исключая любовные отношения их собственных родителей).
Украинская сексуальность романтична
Историки, исследовавшие особенности отношения к сексуальности у разных народностей, пришли к весьма интересным выводам: «специфическим признаком межполовых отношений украинцев считается кордоцентричность». Это замысловатое слово происходит от латинского «сердце» и обозначает сосредоточенность жизни вокруг сердца. Иначе говоря, украинская сексуальность отличается эмоциональностью, романтичностью, тесной связью телесной чувственности с чувством сердечной симпатии и согласия. Для украинцев во все времена влечение сердца приравнивалось к влечению сексуальному. Кроме того, исторически сложилось так, что сексуальная активность украинской женщины равноценна сексуальности украинского мужчины. Стоит заметить, что все это совсем нетипично для других этнических культур.
Откровенность за откровенность
Немецкий психолог Брюнкер распространил анкеты среди лейпцигских младших школьников с одним вопросом: «Где берутся маленькие дети?» Более половины опрошенных в своих ответах упоминали сказки об аисте, которые им рассказывали родители, бабушки. Только немного больше 10 % ребят знали, что детей рожают мамы. Но интереснее всего дальнейшие наблюдения ученого. От родителей психолог получал своевременную и точную информацию о поведении детей на протяжении довольно длительного времени. Оказалось, что через несколько лет все «незнайки» психологически и эмоционально отгородились от своих родителей. И наоборот, школьники, которые получили в детстве от своих родителей правильную информацию по «трудным» вопросам, были благодарны им за доверие. Именно это способствовало укреплению психологического контакта между ними. Кстати, впоследствии эти дети советовались с родителями по поводу своих первых чувств, доверяли им интимные тайны.
Главное – умеючи
Одно время в России в школах повально проводились курсы «Половое воспитание» и «Планирование семьи». Результаты непродуманного сексуального воспитания подростков были неутешительными. Огромной ошибкой было то, что весь этот ликбез сводился к снабжению подростков определенным набором технических знаний. Только на изучение техники полового акта по программе отводилось целых 26 часов! И при этом ни слова о чувствах, взаимоотношениях, ответственности, интимности. Выводы из этого детьми извлекались следующие: если ты знаешь, как устроен организм, как функционируют половые органы и как пользоваться презервативом – делай, что хочешь, ты готов к «взрослой» жизни. Как следствие, в результате проведенных опросов «Про это…» у семиклассников в анкетах слово «секс» упоминалось 85 раз, «влюбленность» - 4, а «любовь» - только 2 раза!
Журнал "Мир семьи" декабрь 2005 года