7 лет. Взрослеем! Ура?

Автор
7 лет. Взрослеем! Ура?

О подростковом кризисе известно всем родителям. О трехлетнем «возрасте строптивости» знает большинство. А вот о кризисе семи лет говорится мало. Часто мы бываем совершенно к нему не подготовлены и не знаем, что делать с ребенком, который вдруг из покладистого и веселого человечка превратился в капризного и упрямого. Итак, давайте поближе познакомимся с этим явлением.

Необычные симптомы

Симптом №1: манерничанье и кривлянье.

Симптом №2: пауза.

Симптом №3: непослушание.

Симптом №4: хитрость.

Симптом №5: спор.

Симптом №6: упрямство.

Положительные моменты

«Взрослые» роли очень нравятся детям. В возрасте 6-7 лет ребятишки начинают самостоятельно придумывать себе занятия, отличные от просто игры. Девочки (а нередко и мальчики) могут увлечься вышиванием. Игры с куклами заменяются желанием «обустроить» кукольный дом и даже смастерить своим «подопечным» новые одежки. Детям нравится показывать фокусы, проводить всяческие опыты. Они с удовольствием делают поделки из бумаги и природного материала, придумывают сооружения из коробок, возводят сложные постройки из конструктора.

Вы заметили, что темы ваших разговоров с ребенком изменились? Раньше общение больше касалось бытовых, повседневных и внутрисемейных вопросов. Теперь же малыша начинают интересовать очень многие «взрослые» вещи. Он может заинтересоваться географией, захотеть узнать о других странах и народах. Ему интересны вопросы экономики, политики, религии, происхождения жизни на Земле. Он начинает прислушиваться к сводкам новостей и задавать вопросы, на которые порой очень непросто ответить.

Каждый детский возрастной кризис — процесс положительный и закономерный. Это выход на новый уровень «взрослости», очередная ступенька вверх. Во многом он определяется физиологическими изменениями, которые происходят в организме ребенка. К семи годам у детей завершается созревание лобного отдела больших полушарий головного мозга. Благодаря этому ребенок приобретает новые возможности: начинает понимать причинно-следственные связи, может планировать свои действия. Кроме этого, совершенствуется нервная система, но процессы возбуждения пока не уравновешены с процессами торможения. Отсюда и повышенная возбудимость, эмоциональность, непоседливость, капризность.

Главный лейтмотив кризиса семи лет — рост познавательной активности. И все споры и пререкания чада с родителями — не что иное, как тренировка, поиск логических доводов и объяснения своим поступкам. Иначе говоря, кризисный период — это некий плацдарм, где ребенок оттачивает свои новые знания, умения и способности.

Как помочь маленькому бунтарю

  • Ищите новые подходы к маленькому упрямцу.
  • Нервная система малыша сейчас очень уязвима. Постарайтесь создать для него максимально комфортные условия: побольше ласки, терпеливого внимания, семейного тепла. Как никогда, важно соблюдать режим дня. Ведь любое переутомление, как психологическое, так и физическое, почти наверняка выльется слезами и капризами. Так что поменьше всяческих перегрузок, особенно эмоциональных, побольше отдыха и прогулок на свежем воздухе.
  • Признавайте «взрослость» ребенка, впустите его в свою взрослую жизнь. Он обязательно это оценит. Давайте ему всевозможные «взрослые» поручения, доверяйте серьезные дела, советуйтесь с ним.
  • Постепенно снимайте свою ответственность за личные дела ребенка, не вмешивайтесь в дело, которым занят малыш, без его просьбы.
  • Будьте весьма осторожны с критикой, сейчас отношение к ней у ребенка обострено. Он особенно нуждается в одобрении своих дел и поступков. Не критикуйте его, лучше помогите исправить возможные ошибки: «А давай сделаем вместе!»
  • Именно сейчас у ребенка идет процесс формирования самооценки. Не захваливайте сына или дочурку чрезмерно. Но и не ругайте по любому поводу. Научите чадо относиться с уважением к самому себе.
  • Не раздражайтесь, если ребенок начинает «умничать». Это здорово — иметь свое мнение! Больше разговаривайте с ребятишками, рассказывайте им обо всем на свете. Дайте ребенку возможность смотреть научно-популярные передачи о животных, науке, путешествиях. Покажите малышу, как интересно пользоваться энциклопедиями, в которых найдутся ответы на многие вопросы.

Юлия КАСПАРОВА

Журнал «Мир семьи», октябрь 2008