Речевое развитие. 2-3 год жизни ребенка
- Автор
- Дата публикации
Ярош Татьяна Александровна
На втором году жизни у ребёнка резко возрастает способность ребёнка подражать речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь.
С первых месяцев второго года малыш всё чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова. однако до 1,5 лет слова, произносимые ребёнком, не всегда отражают реальное название предмета. Разные игрушки он называет одним и тем же словом. Кроха пользуется упрощенными или звукоподражательными словами.
До полутора лет фразовая речь в большинстве случаев отсутствует. Эту функцию выполняет слово-предложение. Например, прося у матери машинку, произносит «Би-би». Такие слова-предложения появляются у детей в 1г3мес – 1г8мес. Начиная с полутора лет, ребёнок всё чаще начинает пользоваться двухсложными предложениями: «Мама, би-би».
Большинство согласных звуков кроха заменяет их мягким вариантом: вместо «санки» - «сяньки», «дай» - «дяй». Отсутствуют также шипящие звуки, звуки л, р, что указывает на недостаточно окрепший артикуляционный аппарат ребёнка. Наряду с неправильным произношением звуков отмечается упрощение слов – слово укорачивается или произносится только один слог («молоко» - «ко», «моко»). Часто одно и то же слово ребёнок произносит по-разному, при этом может выпадать то один, то другой звук.
На этом возрастном этапе у ребёнка ещё недостаточно окрепший голосовой аппарат, речевой выдох очень слабый, в результате чего голос недостаточно громкий. Возможны замены звонких согласных глухими («пам-пам» вместо «бам-бам»). Дети уже в состоянии менять интонацию голоса, например, выражать просьбу требовательным тоном.
К концу второго года жизни речь малыша хоть и становится основным средством общения, однако ещё далека от совершенства. Для неё характерны: бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов («бай-бай», «ам-ам»), употребление лишь тех названий предметов, игрушек, с которыми ребёнок постоянно действует. В предложениях отсутствуют правильные грамматические связи между словами (нет предлогов, неправильное окончание слов). Также отмечается неправильное произношение большинства звуков родной речи; неумение сохранять слоговую структуру слова (перестановки слогов местами или укорачивание слова).
На третьем году жизни потребность ребёнка в общении с взрослыми и сверстниками возрастает. Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться к взрослым с вопросами: «что это?», «зачем?», «куда?», «когда?». Возрастает понимание ребёнком речи. Малыш понимает, когда говорят не только о том, что свершилось в его присутствии сиюминутно, но и о том, что должно произойти.
Словарный запас к концу 3-го года увеличивается в 3-4 раза и составляет около 1000 слов. Ребёнок знает названия многих предметов и начинает активно пользоваться глаголами. С помощью прилагательных кроха обозначает не только размер предметов, но всё чаще называет цвет, свойства, качества предметов (горячий, чистый, хороший), а также форму (круглый шарик). Малыш начинает широко пользоваться местоимениями (я, он, она), предлогами (чаще всего – на, в).
Всё реже кроха прибегает к облегчённым словам (вместо «ав-ав» уже говорит «собака»). Иногда дети ещё продолжают путать сходные предметы одного назначения. Например, ботинками называют и ботинки, и туфли.
В грамматическом отношении речь ребёнка ещё далеко не всегда правильна. Хотя он правильно связывает слова в предложения, согласует их в роде и числе, но нередко допускает ошибки в падёжных окончаниях.
На третьем году ребёнок воспринимает небольшие по объему сказки, может отвечать на вопросы по прочитанному. Небольшие тексты, читаемые многократно, малыш запоминает наизусть. На данном возрастном этапе кроха уже может отгадывать простые загадки (На болоте живёт и кричит «ква-ква», кто это?).
Произношение ребёнка ещё далеко от нормы. Хотя фонематический слух уже достаточно развит. Ребёнок продолжает заменять звуки более простыми для произношения («р» и «л» на «й», ш на «сь» («сяпка» - шапка), «ч» на «ть» («тяй» - чай), «ж» на «зь» («зяба» - жаба).
В произношении многосложных слов дети продолжают испытывать затруднения: укорачивают слова, переставляют слоги, теряют отдельные звуки. При стечении двух или трёх согласных теряются даже те звуки, которые легко произносятся в простых словах («пигин» - пингвин).
Большинство детей вслед за взрослыми неплохо воспроизводят различные интонации. Однако голосовой аппарат ещё недостаточно окреп. Дети не умеют говорить шёпотом, когда этого требует обстановка. У ребёнка ещё недостаточно устойчиво внимание к речи взрослого, он может часто отвлекаться.
Одновременно с развитием речи у крохи развиваются мышление, память, воображение. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию. Это благоприятный фактор для развития активной речи.