Речевые партнёры ребёнка: взрослый и сверстник
- Автор
- Дата публикации
Ярош Татьяна Александровна
В раннем периоде детства основными партнёрами по общению для ребёнка являются его родители и ближайшие родственники. Взрослый сейчас – самое значимое лицо, от которого малыш получает такие необходимые знания об этом мире, о правилах жизни в нём. Основная часть контактов происходит посредством речевого общения. Ребёнок впитывает родную речь, слышимую ежедневно, её правила и нормы, как губка.
Чем старше становится ребёнок, тем важнее для него контакты с другими детьми. Это особая сфера взаимодействия, в том числе и речевого, ребёнка с другими людьми, серьёзно отличающаяся от внутрисемейной. Ребёнок после четырёх лет, несомненно, предпочитает сверстника взрослому в качестве партнёра для игр. Общение между детьми гораздо более эмоционально, раскованно, оживлено, чем общение ребёнка с взрослым, и эти особенности отражаются в речи детей.
Первая отличительная особенность речевых контактов со сверстниками в их особенно яркой эмоциональной насыщенности. Если с взрослым малыш разговаривает относительно спокойно, просто, то в общение с другим ребёнком взрывается криком, кривляниями, яркими интонациями, визгом, смехом. Таких речевых и мимических проявлений в общении дошкольников почти в 10 раз больше, чем в разговоре малыша с взрослым. Они отражают ту особую свободу, раскованность, естественную для общения детей друг с другом.
Вторая отличительная особенность детских речевых контактов заключается в том, что такое общение часто попирает общепринятые нормы высказываний, устоявшихся фраз и речевых оборотов. Если в общении с взрослым ребёнок старается придерживаться этих рамок, то со сверстником они трещат, передразнивают друг друга, выдумывают новые неожиданные слова и формируют самые непредсказуемые фразы, сочетания звуков, кривляются, дают новые названия знакомым предметам, да мало ли ещё чего делают. Несмотря на внешнюю бестолковость таких занятий, они несут глубокий смысл в речевом развитии: создают посыл и условия для самостоятельно речевого творчества детей, тогда как общение с взрослым – это обучение культурным нормам речевого общения.
Третьей особенностью является преобладание в общении дошкольников инициативных высказываний над ответными. Это означает, что ребёнок в контакте со сверстником стремится высказаться в первую очередь сам, а не выслушать собеседника. Из-за этого разговоры малышей не бывают долгими – они говорят каждый о своём наперебой, не слушая партнёра. Совсем иначе ребёнок относится к высказываниям взрослого. Инициатива взрослого чаще поддерживается, есть желание и готовность отвечать на вопросы, поддержать разговор, выслушать рассказы, предложения. В общении с взрослым ребёнок предпочитает скорее слушать, чем говорить сам.
Четвертая особенность заключается в том, что речевое общение сверстников гораздо богаче функционально. Ведь если общение с взрослым ориентировано в основном на получение новой информации и оценки, то во взаимодействии со сверстником с помощью речи решается, куда больший спектр задач. Нужно и рассказать, как надо или не надо делать, и вовремя сказать об ошибке, попытаться заставить сделать, как я хочу, и вместе решить, во что и как играть, и сравнить себя с ним, а его с собой, пофантазировать, притвориться, обучиться манерничанью и театральным жестам и многое, многое другое… Такое обилие задач предполагает необходимость выразить многое словами – свои чувства, желания, настроение, требования. В общении со сверстником ребёнок учится выражать себя, управлять партнёром, участвовать в разноплановых контактах.
Интересно узнать, что в общении со сверстником речь ребёнка лексически богаче, чем в общении с взрослым, она более связная и понятная, развёрнутая, используются более полно и активно разнообразные речевые средства. Всё дело в том, что общаться со сверстником труднее в силу его нечуткости и непонятливости – он не будет, как мама, догадываться, о чём идёт речь, чего хочет ребёнок, что ему могло не понравиться. Взрослый пользуется всем спектром невербальных сигналов и своей внимательностью, чтобы понять малыша, сверстник же делать всего этого не будет. Тем не менее, сверстник остаётся более привлекательным партнёром, а это значит, что ребёнку приходится к нему приспосабливаться – стараться свои мысли выразить лучше и понятнее.
В общении с взрослым ребёнок узнаёт новые слова и словосочетания, овладевает речевыми нормами, усваивает правила общения. Но эти знания могут никак не использоваться малышом в повседневной жизни, поскольку в этом нет особой необходимости. Чтобы пассивные знания заработали активно, нужна определённая социальная необходимость, жизненные условия. Общение со сверстником – нечутким, непонятливым, невнимательным, но очень интересным – создаёт такие условия для активного использования всех речевых инструментов, полученных от взрослого.
Таким образом, для полноценного развития речи дошкольника необходимо общение как с взрослым – активным партнёром в речевых контактах, говорящим много и правильно, насыщающим ребёнка новой информацией и речевыми инструментами, так и со сверстником – непонятливым, привлекательным, создающим условия для активизации всех речевых достижений, творчества и обучения множеству социальных ролей.
Ярош Татьяна Александровна