Задержка речи у малыша

Автор

Примерно у 5-10% детей наблюдаются нарушения развития, которые вызывают задержку речевого и языкового развития (помимо речи, это также другие формы коммуникации: язык жестов, письмо, визуальные навыки (например, способность показать что-то).

Поначалу родители обычно замечают, что малыш в своем языковом развитии отстает от других детей такого же возраста, и описывают это как «ребенок не говорит», «поздно заговорил», «еще не говорит».

Задержка речи может быть связана с:

  • трудностью произнесения звуков (например, анатомические проблемы с голосовыми связками),
  • приемом речи (глухота),
  • обработкой речи (умственная отсталость или отклонения в языковом развитии).

Выделяется два основных вида речевой задержки:

- задержка выражения, т.е. неспособность создавать речь,

- задержка восприятия, т.е. неспособность обрабатывать и понимать речь других.

Также у ребенка может наблюдаться комбинированная задержка двух видов (и выражения, и восприятия).

У большинства детей с нарушениями речи наблюдаются также расстройства языкового развития, задержка развития выражения, но не нарушаются соответствующие возрасту визуальные языковые навыки (узнавание родителей, предметов, ответ на выражения лица, выполнение команд, которые сопровождаются жестовой демонстрацией, что нужно сделать, указывание на желаемые объекты и т.д.), также сохраняется соответствующее возрасту восприятие и понимание речи других людей (распознавание звуков и поворачивание в их сторону, выполнение одно-, двошаговых команд, не сопровождающихся жестами, способность показать называемые части тела и предметы), хотя у некоторых детей все же наблюдается легкая или переменчивая задержка развития восприятия. При ранней терапии у большинства таких малышей к наступлению младшего школьного возраста улучшается речь и, в итоге, они практически не отличаются от обычных здоровых детей.

Некоторые дети с задержкой развития выражения просто начинают говорить поздно - это конституциональная задержка. У этих детей по мере взросления развиваются нормальные речевые и языковые навыки, без какого бы то ни было лечения.

К сожалению, на сегодняшний день не существует способа отличить детей с конституциональной задержкой, которые догонят сверстников в развитии без посторонних вмешательств, от детей, которые нуждаются в лечении. Это можно определить только «задним числом», но специалисты не рекомендуют «сидеть и ждать», улучшится ли речь ребенка сама по себе, т.к. если нет – потом исправить ситуацию будет значительно сложнее.

Другой важной причиной задержки речевого развития могут быть проблемы слуха, поэтому у всех детей, у которых предполагается задержка речевого или языкового развития, следует проверить слух.

Обратите внимание: если малыш реагирует на громкие хлопки или телефонные звонки или приходит, когда Вы зовете его из другой комнаты – это еще не значит, что он хорошо слышит.

Также причиной задержки речевого развития может быть слабоумие, умственная отсталость или другие распространенные нарушения развития, в том числе – аутизм. Кроме задержек выражения и восприятия, у детей с такими отклонениями также наблюдаются задержки развития визуальных коммуникативных способностей (опознавание объектов, контроль выражения лица, следование командам, которые сопровождаются жестами, показывающими, что нужно сделать, показывание желаемых объектов и т.д.).

Не вызывают задержки речевого развития косноязычие, лень, наличие большого количества братьев и сестер, которые говорят вместо ребенка, двуязычность общения в семье.

Ниже перечислены речевые и языковые этапы развития, которым соответствует около 75% всех детей, т.е. если развитие Вашего ребенка вкладывается в приведенные рамки, его можно считать здоровым.

Эти рамки можно использовать только в качестве общего руководства, чтобы определить, может ли у Вашего ребенка быть риск речевых или языковых проблем и требует ли его развитие более пристального внимания. К врачу следует обратиться, если развитие ребенка не вкладывается в указанные рамки, если наблюдается регрессия или утрата языковых способностей, которых ребенок уже достиг. Врач определит общий уровень развития ребенка (языковое, социальное, двигательные способности и мелкую моторику) и при необходимости назначит дополнительную терапию.

Ранние этапы речевого и языкового развития

Новорожденные могут определить, с какой стороны раздается звук, слева или справа, уже вскоре после рождения, и поворачивают голову, чтобы посмотреть в направлении источника звука. Это лучше получается с громкими звуками, когда малыш бодрствует и активен, но он должен слышать и более тихие звуки. Малыши могут также улыбаться, спонтанно или в ответ кому-то, с возраста примерно одного месяца. Новорожденные узнают своих родителей примерно с 1-2,5 месяцев;

Новорожденные способны имитировать речевые звуки примерно с 3-6-месячного возраста;

Односложный лепет или отдельные звуки с гласными и согласными (ма, ба, да, га, гуу…) обычно начинаются с 4-8-месячного возраста;

Многосложный лепет или повторяющиеся гласные и согласные (бабабаба, лалалала….) обычно начинается в 5-9-месячном возрасте;

Отдельные слова (мама, папа, да, нет) обычно появляются с 6-10-месячного возраста;

К 5-10-месячному возрасту большинство малышей уже говорит мама / папа, но использует эти слова не только для обозначения родителей. С 7-12-месячного возраста малыш уже осознанно использует слова мама / папа для обозначения родителей. Первое слово (кроме мама / папа) малыши обычно говорят в 9-14 месяцев;

К 10-15-месячному возрасту ребенок должен уметь показать предмет, который он хочет;

К 11-20-месячному возрасту ребенок должен уметь говорить 4-6 слов (кроме мама / папа и имен членов семьи или домашних животных);

В возрасте 14-21 месяца малыш способен выполнять двошаговую команду, не сопровождающуюся жестами;

В возрасте 16-20 месяцев малыш способен выразить два желания одним словом (сок, молоко, еще и т.д.);

В возрасте 14-18 месяцев малыш способен показать одну или больше частей тела, и не менее шести – к возрасту 22 месяцев;

Словосочетания или предложения из двух слов появляются в возрасте 18-22 месяцев, например «хочу молока», «еще сока» и т.д.;

Резкое увеличение словаря примерно до 50 слов происходит примерно в 16-24 месяца;

Местоимения (я, ты…) обычно появляются к 19-26 месяцам, хотя могут использоваться неправильно (например, наоборот). Большинство малышей обучаются использовать местоимения правильно к 30 месяцам;

Примерно с 24-месячного возраста речь ребенка примерно наполовину понятна посторонним или тем, кто не находится с ребенком постоянно;

В 24-32 месяца малыш может назвать четыре картинки;

Разговор из двух-трех простых предложений, сложенных вместе, обычно получается к 26-32 месяцам;

Малыш понимает две предложные команды (например, «поставить чашку на верхнюю часть таблицы» или «рядом с книгой») к 27-34 месяцам;

Малыш должен знать название или назначение, как минимум, двух предметов к 29-34 месяцам;

Малыш должен уметь назвать один цвет к 2,5-3,4 годам и четыре цвета – к 3-4,3 годам;

К 3 годам речь малыша должна быть примерно на 75% понятна посторонним или тем, кто не общается с ним постоянно, словарь малыша должен состоять примерно из 250 слов.

К 4 годам речь ребенка должна быть полностью понятна, словарь должен включать более 600 слов.

Проверку слуха у малыша обычно проводит педиатр с помощью простого теста (аудиометрия), когда малыш готов к этому (обычно – с четырехлетнего возраста). Младшим детям (до 4 лет) обычно нужна консультация аудиолога.

Если Вы считаете, что Ваш малыш отстает в речевом или языковом развитии, или подозреваете у него проблемы со слухом, или у ребенка проблемы с успеваемостью в школе, важно обратиться к специалисту и проверить слух ребенка.

Что вы можете сделать, чтобы улучшить речь ребенка?

Читайте.Особенно – книжки с картинками, с которыми Вы можете вовлечь ребенка в игру показывать и называть знакомые объекты;

Разговаривайте.Используйте простой язык, когда разговариваете с ребенком, задавайте ему много вопросов. Можете также проговаривать вслух свои действия, когда находитесь рядом с ребенком;

Откликайтесь. Реагируйте на детскую речь, чтобы малыш почувствовал Вашу поддержу своим стараниям говорить;

Повторяйтето, что сказал ребенок, несколько расширяя сказанное им, отдельные слова или простые предложения превращайте в более длинные предложения или фразы;

Будьте терпеливы, не ругайте ребенка за сделанные им ошибки в речи и давайте ему время сказать то, что он хочет, не торопите малыша;

Не заставляйтемалыша говорить, отказывая ему в том, что он хочет, пока он не попросит об этом так, как Вам хочется. Вместо этого, когда малыш показывает на предмет, который хочет получить, сами проговаривайте его желание вслух: «Ты хочешь сока?», «А, ты хочешь эту чашку?» и т.д., и давайте малышу желаемое. Иначе, заставляя его говорить или постоянно заставляя повторять Ваши слова, Вы создаете для малыша стрессовую ситуацию.

Ярош Татьяна Александровна, логопед: «Малышу с задержкой речи делайте ежедневно массаж кистей ручек, это будет стимулировать работу речевых центров. А также - лепка из пластилина, игры с мозаикой, конструктором, пуговицами, горохом и фасолью - под присмотром взрослых! Эти действия будут развивать мелкую моторику рук, стимулируя тем самым развитие речи».

Перевод Марии Шевченко

//www.keepkidshealthy.com/welcome/commonproblems/speechdelay.html