«Большая» проблема или как помочь ребенку подружиться с горшком Часть 1

Одной из самых распространенных тем в онлайн консультациях является проблема обучение ребенка культуре туалета. «Мой ребенок боится горшка! Что делать? У ребенка был запор, я сделала клизму, но стало еще хуже, теперь он просто боится какать, помогите!» - подобного рода просьбы я получаю практически каждый день. Этот цикл статей поможет Вам ответить на следующие вопросы: когда приучать к горшку, как это сделать правильно и не сформировать страх перед дефекацией, как решать уже имеющиеся проблемы. Итак, обо всем по порядку.

Немного теории о проблеме или когда стоит приучать к горшку:

Ребенок с рождения не имеет произвольного контроля над своими мышцами. Любая мама с умилением восхищается каждым новым успехом своего крохи: «Вот научился держать головку! А теперь научился ползать! Наконец, пытается ходить!» И почему-то мало кому приходит в голову ругать ребенка за то, что он не ходит в два месяца. Всем очевидно: малыш еще не умеет контролировать мышцы ног, держать равновесие, выполнять сложные движения. Его организм еще просто не готов к выполнению столь сложной на данном этапе задаче! Многие мамы даже стараются не сажать ребенка раньше положенного времени, так как знают, что если это сделать чересчур рано, то у малыша могут быть проблемы с дальнейшим развитием и нарушения. Так почему же в ситуации с горшком все не так благополучно?

На мой взгляд, отчасти проблема в незнании. Многие родители просто не задумываются, что процесс контроля над дефекацией и мочеиспусканием – это не только и не столько вопрос своевременного обучения культуре туалета, но также и физиологической готовности организма ребенка.

Произвольный контроль над мышцами прямой кишки, ануса, и мочевого пузыря устанавливается к 2-2,5 годам. Разумеется, у каждого малыша свой темп развития, и у кого-то это происходит в 1,5 года, а у кого-то – в 3. Но возьмем за среднее – 2 - 2,5 года. Раньше этого возраста организм может еще быть не готов, так как произвольный контроль до конца не сформировался. Сейчас предвижу возражения многих: «Так что же, ждать 2,5 лет?!?». Мой ответ таков: и да, и нет! Да, потому что ругать ребенка раньше этого времени за «осечки» - значит множить и усугублять проблему (но об этом позже). Нет, потому что обучать можно и нужно начинать и раньше этого возраста, но не требовать, чтобы урок был усвоен на отлично. По аналогии с другими процессами: Вы можете учить ребенка говорить с рождения, но требовать, чтобы он четко выговаривал все буквы раньше определенного возраста просто глупо.

Незнание, к сожалению, не единственное, что заставляет родителей активно вмешиваться в процесс дефекации. В обществе эта тема считается неприличной. Мало кому придет в голову обсуждать с коллегами на работе, как кто покакал с утра. Это считается постыдно, низко и невоспитанно. Да и вообще, физиологические процессы «попахивают» чем-то животным, а, следовательно, воспитанные люди должны быть выше этого. Но, увы, такое неприятие своего тела и его жизнедеятельности – это залог невроза, внутреннего конфликта и болезней. У тела не может быть чего-то стыдного или некрасивого. И все процессы, которые в нем происходят, будь то сексуальное возбуждение, пищеварение или выделение, происходят вне зависимости от нашего желания. А неприятие этих процессов – это, фактически, неприятие себя. И родители, относясь так к своему телу, навязывают такую же позицию и ребенку. Хотя маленькие детки с удовольствием изучают свое тело, все, что с ним происходит, проявляя не меньший интерес и к своим половым органам или эксременентам. Получается, что ребенка стыдят за то, что на самом деле природно и естественно. Разумеется, излишне поощрять здесь тоже не нужно, но ведь истина всегда где-то посередине. А подобный стыд, смущение, зачастую и подталкивают родителей научить ребенка как можно быстрее стать слишком аккуратным, «чистым», и, следовательно, научиться себя сдерживать, даже если ребенок пока к этому физиологически не готов.

О том, как правильно обучить туалету и ликвидировать ошибки, читайте в следующих статьях.

Автор Дарья Селиванова

Часть 2