Кризис новорожденности
- Автор
- Дата публикации
Ерко Марина
В течение всей жизни человека периодически возникают и проживаются возрастные кризисы. В период кризиса развитие приобретает бурный характер, изменения, которые происходят, – значительные, резкие. Это революционный прыжок в развитии, тяжелый для человека, но очень полезный, если пройден правильно.
Первый кризис ожидает человека уже при появлении на свет. Вступление в самостоятельную жизнь, жизнь в собственном теле сопровождается самыми серьёзными изменениями в условиях существования, которые только могут произойти с человеком в течение отведенных ему лет.
Рождение становится для желающего жить существенным испытанием, проверкой на зрелость и возможности. Это своего рода естественная инициация, борьба за право на место под солнцем. Малыш, который внутри материнского организма ежечасно мог рассчитывать на комфорт, постоянное обеспечение кислородом, питанием, нужными для роста и развития веществами, на постоянную температуру и дружескую среду, вдруг попадает в условия жесткой борьбы за существование. Известно, что ребенок сам запускает роды, именно ее зрелость является кнопкой «старт» для процесса рождения. Но все-таки схватки, которые начинаются, становятся для малыша неожиданностью – уровень его сознания таков, что не содержит осознаваемых знаний о событиях, которые будут происходить. На его стороне лишь инстинкты и рефлексы, которые помогают ему, – схватка за схваткой – продвигаться по узкому родовому каналу куда-то в неизвестность.
Переживания человека во время собственного рождения детально исследованы и описаны психологом Станиславом Грофом.
Каждое напряжение матки сжимает 3-4-килограммовое тело ребенка с силой приблизительно 50-60 кг и принуждает его задерживать дыхание почти на минуту. После комфортной и беззаботной внутриутробной жизни, человек получает первый опыт страха и безвыходности. Вскоре, когда выход уже есть, он безудержно рвётся вперед, к цели, толкаясь ножками и вкручиваясь головой и телом в мамин таз и родовые пути. Теперь малышу известно, что такое борьба и титанические усилия ради жизни. Тяжелый, без преувеличений, путь должен закончиться возле материнской груди за первой самостоятельной трапезой. Последние впечатления, которые остаются с человеком после родов, – всеобъемлющая радость победы, счастья, ощущения своей значимости и силы.
Опыт рождения не осознается человеком, но остается с ним на всю жизнь. В идеальном случае впечатления родов формируют в психике человека эффективную жизненную стратегию: трудности – действия – результат. С такими первыми знаниями о мире, малыш начинает адаптироваться к принципиально новым условиям существования, которые одномоментно появились после рождения. Но бывает так, что роды проходят не наилучшим образом. В таком случае нагрузки на организм и психику малыша усиливается, превышают норму показатели гормонов стресса, снижается адаптативность, что существенно углубляет кризис новорожденности.
Кризис новорожденности рассматривается в двух аспектах: физиологическом и психологическом. На уровне физиологии организм новорожденного должен адаптироваться к сухопутному способу существования, к гравитации; начать самостоятельно дышать и непрерывно обеспечивать обмен кислорода и углерода; приспособиться к колеблющимся температурам; научиться сосать грудь, переваривать и усваивать еду новым путем. Должны заработать на полную мощность кишечник, почки, иммунная система.
Огромную нагрузку получает нервная система – посредник между физиологией и психикой. Ребенок из темноты попадает в яркий свет, наполненный разнообразием цветов и форм, и, хотя достаточно плохое зрение ограничивает количество впечатлений, все-таки информация от зрительного канала переполняет нервную систему. А к ним еще добавляются слуховые впечатления – тишина с резкими и громкими звуками вместо постоянного глухого шума, который сопровождал его всю жизнь внутри материнского тела. А еще тактильные ощущения – их огромное количество по сравнению с лишь двумя внутриутробными – водами и стенками матки.
Приспособление к новым условиям существования требует от человека мобилизации всех ресурсов, хода сложных многогранных адаптативных процессов. На помощь новорожденному приходят многочисленные рефлексы, которые обусловливают важные для выживания реакции.
Некоторые рефлексы являются актуальными для современного новорожденного, например, сосание и глотание, рефлекс "пищевое сосредоточение", отдергивание головы при попытке перекрыть носовое дыхание, шаговый рефлекс, который помогает ребенку при рождении.
Также у малыша есть рефлексы, которые считаются атавистическими: рефлекс Робинзона, выброс рук и ног и сжимание пальцев при резком движении тела и тому подобное. Однако эти рефлексы не становятся основой для формирования человеческого поведения, они лишь помогают адаптироваться. Формирование сугубо человеческих проявлений обусловливается исключительно социальной ситуацией развития ребенка. Человеческий ребенок чрезвычайно вынослив, но его возможностей недостаточно, чтобы существовать без взрослого. Первое время малыш целиком зависит от взрослого, который обеспечивает его потребности в питании, в тепле, безопасности, гигиене, движении и т.д. С другой стороны, новорожденный еще не владеет языком, который существенно снижает возможности общаться. Такое противоречие – полная зависимость при невозможности себя выразить понятным для окружающих способом – становится основой, движущей силой развития ребенка в течение всего периода младенчества.
Некоторое время после рождения малыш почти все время спит; глубокий сон часто изменяется дремотой, «быстрым» сном, даже периоды активности более похожи на полудремоту. Он еще не различает свои ощущения, которые неразрывно совмещены с эмоциями. Миелинизация нервных волокон еще не завершена, потому возбуждение от любого раздражителя разливается по всей коре. В это время для малыша очень важны новые впечатления – именно они способствуют миелинизации мозга и специализации его клеток. Дозревание мозга происходит благодаря активному функционированию анализаторов. На этой основе начинают возникать условные рефлексы. Одним из таких рефлексов является ориентировочный рефлекс. Он заключается в том, что ребенок замирает, прислушиваясь или присматриваясь к чему-то, у него появляется зрительное и аудиальное сосредоточение.
Наконец ребенок получает возможность фокусировать глаза на лице взрослого, матери, сосредоточиваться на нем. Через такой контакт он устанавливает с ней новые эмоциональные связи. Увидев маму, малыш эмоционально реагирует, оживляются его движения. Он обращается к маме звуками и улыбается. Такая позитивная сенсомоторная реакция называется "комплекс оживления" и является критерием своевременного эмоционального и физического развития новорожденного. С помощью улыбки, звуков, движений малыш дает взрослому обратную связь. Комплекс оживления демонстрирует способность ребенка проявить свою потребность в общении.
Кризис новорожденности завершается появлением комплекса оживления. Ребенок переходит в следующий этап своего развития – период младенчества. Другими критериями завершения первого в самостоятельной жизни кризиса является возобновление начального веса (медицинский критерий) и возникновение условных рефлексов на разные раздражители (физиологический критерий).
Для менее всего травматического перехода ребенка из внутриутробного в автономный режим существования необходимы такие условия:
• естественные роды без медикаментозных вмешательств или с минимальными вмешательствами за строгими показаниями;
• подготовленность будущей мамы, ее готовность и умение взаимодействовать с малышом во время родов;
• непрерывный контакт с матерью с первых минут после рождения, совместное пребывание;
• готовность и умение матери принять ребенка и чувствовать ее потребности;
• грудное вскармливание без докормов и других примесей.
Опираясь на свой опыт подготовки будущих матерей и наблюдения родов и поведения малыша в период новорожденности, я думаю, что кризис новорожденности может быть мягче и намного короче при выполнении вышеперечисленных условий.
Объясню каждый пункт.
Большинство медикаментозных вмешательств в естественные роды усиливают нагрузку на организм ребенка и его восприятия, стресс, что переживается, выходит за пределы физиологичного. Огромное количество адреналина в крови новорожденного нарушает деятельность его нервной системы, затормаживает безусловные рефлексы, снижает адаптативность. Кроме того, избыток адреналина, который невозможно вывести адекватным путем, вызывает у малыша неестественную тревожность, вынуждает его непрерывно сосать грудь и чувствовать мать кожей, вместо того, чтобы начинать знакомиться с миром, в который он попал. Напротив, ребенок, рожденный естественно, в максимально комфортных условиях не кричит, а сразу, попав на живот матери, ползет и находит сосок, демонстрирует высокий уровень рефлекторных реакций. Кроме того, такой малыш имеет широко раскрытые глаза, которыми он настойчиво ищет глаза матери и подолгу фиксируется на них. Все дети после естественных родов начинали сознательно улыбаться раньше, чем в 3 недели. Достаточно часто при выполнении всех перечисленных условий можно видеть сознательную улыбку и комплекс оживления уже через 3-5 дней после рождения, а в отдельных случаях улыбка есть сразу после родов во время первых контактов "глаза в глаза" с мамой. Подготовленность беременной и ее умения взаимодействовать с малышом, который физиологически является главным действующим лицом в родах, обусловливает естественное и гармоничное протекание родов и во много раз снижает объективную необходимость медикаментозного вмешательства.
Непрерывный контакт с матерью и ее чувствительность, понимание потребностей малыша, дает ребенку необходимое ощущение безопасности и удовлетворённости. Таким образом, базовые потребности ребенка, удовлетворяясь, теряют ведущее значение и освобождают место для формирования новых потребностей: потребности в впечатлениях, в общении, в активной деятельности. Эти потребности становятся двигателем психического развития.
Грудное вскармливание имеет чрезвычайное значение для физиологичной адаптации новорожденного и его последующего здоровья. Также только во время исключительного грудного вскармливания между матерью и ребенком формируется особенно крепкая связь, который дает возможность маме чувствовать потребности ребенка через свое тело, а ребенку – иметь имитацию состояния внутриутробного единства и связанного с ней комфорта и беззаботности, своеобразную точку опоры для адаптации во внешнем мире.
Таким образом, снижение искусственных стрессовых факторов и обеспечение максимально естественного протекания перехода малыша с матки до автономной жизни, смягчает и сокращает кризис новорожденности. Новый человек, который получает в период своей адаптации адекватную помощь со стороны матери, не тратит сил на борьбу с искусственно созданными нагрузками, а сразу переходит к социализации и психическому развитию. Это, безусловно, позитивный фактор развития, поскольку известно, насколько важны ранние этапы жизни для формирования нервных связей. Общество, которое хочет видеть своих членов физически, умственно и эмоционально здоровыми, должно прилагать усилия для создания наилучших условий для встречи в мир нового человека.