Плавание для самых маленьких: часть первая

Автор
Плавание для самых маленьких: часть первая

Интервью с руководителем водных программ фитнесс-центра «Блокбастер», специалистом по грудничковому плаванию - Викторией Теслей.

Со скольки месяцев, дней, можно приносить малыша на плавание?

Можно приходить практически с трех недель. После того момента, кода заживет пуповина. Перед этим можно посоветоваться со своим лечащим доктором. Если нет никаких противопоказаний – можете смело приходить. Первое занятие проходит в ванной, то есть индивидуально под каждого ребенка набирается водичка, со специальной температурой воды, со специальной очисткой (угольная и песочная). В принципе, после того, как ребенок адаптируется к воде, к температурному режиму, мы постепенно снижаем температуру. Первый раз, когда ребенок начинает купаться, температура воды составляет 36 градусов. Постепенно температура воды доводится до 31 градуса для того, чтобы были польза и толк для ребенка. Если мы видим, что малыш уже адаптирован, он хорошо себя чувствует при такой температуре воды, мы переводим его на «большую воду». Большая вода – это детский бассейн. Там больше диапазон движений, можно выполнить больше полезных упражнений (гимнастика, аквагимнастика).

Расскажите о критериях, по которым вы определяете упражнения для малыша?

Первый критерий – это возраст. Либо это три недели, либо это месяц, либо два. Естественно, есть противопоказания. У ребенка до трех месяцев присутствуют безусловные рефлексы. То есть, исходя из рефлексов, составляются упражнения - для каждого ребенка индивидуально.

Расскажите, пожалуйста, о противопоказаниях?

В принципе, их не так много – порок сердца, внутричерепное давление (но, в принципе, можно посоветоваться с доктором, и выделить определенные упражнения), гнойные заболевания кожи, температура выше 37 градусов.

Какая польза от плавания? Это вопрос, по которому родители ориентируются, стоит это делать, или не стоит?

Стоит, однозначно. Это одна из методик раннего развития ребенка. Мы через движения развиваем его интеллектуальную сферу. У воды есть такое свойство как трехмерное давление, то есть, вода воздействует практически на все тело. Рецепторы кожи воспринимают это воздействие и посылают сигнал в кору головного мозга, где у малыша формируется новое нейронное соединение. Мозг ребенка от 0 до года еще формируется полностью и целиком. Первыми у нас формируются лобные доли, которые отвечают за моторику, за движение. После этого уже постепенно формируются все остальные, которые отвечают за остальные функции и механизмы развития детского организма. Мы развиваем сердечную систему, легочную систему, поднимаем психо-эмоциональный фон. Если ребенок очень легковозбудим, то вода действует в обратную сторону. И, точно также наоборот: если ребенок очень спокойный, то психо-эмоциональный фон поднимается благодаря занятиям плаванием. Плюс очень полезно таким плаванием заниматься детям, у которых есть такое заболевание как ДЦП, как детский ранний аутизм, различные задержки психомоторного развития. Результаты налицо, практически после пятого занятия наблюдаются очень хорошие результаты. Конечно, в зависимости от степени: если ребенок хотя бы два раза в неделю посещает занятия, то у него положительный результат наблюдается уже через месяц. Видимый результат – динамика прослеживается всегда.

А существует норма посещения занятий: сколько раз в неделю?

Конечно же, есть: не менее двух раз в неделю. Занятия проводятся в зависимости от возраста. К примеру, если малышу до двух-трех месяцев, первые десять занятий длятся от 15 до 20 минут. В последующие месяцы занятия могут длиться до 40 минут-до часу. Мы смотрим по ребенку, он у нас индикатор, и по нему видно как ему – здорово, или не здорово. Исходя из этого, мы строим наши занятия.

На что стоит обращать внимание при выборе центра, специалиста для развития грудничков?

Если у вас совсем маленький малыш. Допустим, начиная с месяца, вы должны поинтересоваться: во-первых, расспросить о специалистах, спросить мнения, узнать, что ребята заканчивали, поговорить с родителями, с детьми которых они уже занимались, узнать о результатах, которые были получены. По поводу центра – это однозначно должна быть специально оборудованная комната, куда входит ванная, где есть пеленальный стол, где есть все предметы гигиены, которые необходимы для такого маленького малыша.

Расскажите о процессе адаптации ребенка к воде?

Когда малыш приходит к нам первый раз, наша основная задача – научить его задерживать дыхание. Есть определенная методика, которой мы следуем: это сублимация всех методик, которые существовали за всю историю грудничкового плавания. Эта методика очень щадящая, лояльная, там нет никаких стрессовых ситуаций. Малыш сначала проводит определенное время в ванной – посредством специальных поддержек. После этого мы учим его задерживать дыхание, не погружая под воду: это может быть либо подув, либо полив плюс команда. Малыш со временем начинает привыкать к этой команде и задерживает дыхание. Полили ребенка водой, дали команду, он зажмурился, мы услышали глубокий вдох, и мы уже знаем, что малыш готов. После этого мы постепенно начинаем поливать на него после команды. Если есть положительный результат – пробуем нырять (буквально на пол секунды). Выпить воды малыш не может никак, потому что, когда он задерживает дыхание, получается воздушная пробка, которая не дает такой возможности. Научили задерживать дыхание, опустили на одну секунду, на пару секунд. И лишь после этого мы постепенно начинаем отпускать его с рук. Для чего это нужно? Для того чтобы ребенок свободно парил. Когда мы начинаем отпускать ребенка с рук, мы очень внимательно наблюдаем за ним: когда ребенок чувствует руки – он уверен, если он не чувствует поддержки в виде рук – он может немножко по-другому реагировать (но это нельзя назвать испугом), поэтому мы тщательно наблюдаем. Отпускаем мы малыша постепенно: вначале слегка, затем уже подольше. Некоторые малыши чувствуют себя комфортно без поддержки практически сразу и парят в воде. Некоторые детки немножко переживают, могут похныкать, мы их, конечно же, успокаиваем и продолжаем наше занятие. В ванной ребенка адаптировали, затем перешли в бассейн с добавлением аквагимнастики – это определенный набор упражнений, специально разработанных для каждого возраста, исходя из рефлексов и психомоторного развития. После того, как мы научились задерживать дыхание, у нас есть как минимум три положения в нырянии: самое безопасное – это боковое ныряние (ребенок касается воды щекой и носиком, он не успевает набрать воды); второе положение – когда мы малыша отпускаем горизонтально (это более сложно, потому что вода непосредственно попадает в нос), первые моменты могут быть очень неприятными, ребенок может чихать, может похмуриться, потому что вода раздражает слизистую оболочку носа, но со временем дети адаптируются и нормально реагируют на попадание воды; третий вариант – когда ребенок погружается уже вертикально (это самое сложное). После этого мы начинаем учить его плавать. Ребенок находится перед лицом инструктора, инструктор движется спиной вперед, отпускает малыша, и малыш 5-7 секунд парит спокойно, затем мы его поднимаем. Прижали к себе, обняли, и все очень здорово происходит!

Продолжение интервью со специалистом по грудничковому плаванию читайте на нашем портале совсем скоро.

Подготовила Светлана Сторожук