Дети-индиго – кто они?
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Наш консультант врач-педиатр гомеопат Елена ОРЛОВСКАЯ
Наверняка большинство родителей слышали о таких детях, но не каждый знает, кто они. Одни утверждают, что дети-индиго могут творить чудеса – как, например, вызывать дождь или останавливать бурю, другие – что это особенные, одаренные дети, а третьи уверены, что таких детей большинство и практически каждый любящий родитель может найти в своем ребенке черты, присущие детям-индиго. И что интересно – все они правы.
Откуда это определение?
Первооткрывательницей явления «индиго» можно считать Нэнси Энн Тэпп. Эта ясновидящая, которая сотрудничала со многими психотерапевтами, занималась исследованиями и преподавала в Государственном университете в Сан-Диего и США, видит ауру человека и различает ее по цветам. Оказалось, что цвет индиго (темно-синий), ранее практически не наблюдаемый в ауре человека, теперь встречается у детей очень часто. Еще в 1982 году Нэнси Энн Тэпп написала книгу «Как цвет помогает лучше понять твою жизнь», в которой определила модели поведения «новых» детей.
На протяжении 20 лет Нэнси наблюдала группу детей-индиго, начав свое исследование, когда им было по 5-7 лет. Эти малыши были совершенно особенными – если у обычных детей ясновидящая могла увидеть их жизненные программы, то у этих – нет. У них ее просто пока еще не было. И как показал дальнейший ход исследования, так обстояли дела еще в течение восьми лет. Зато в возрасте 25-27 лет с этими молодыми людьми произошли большие перемены – им стала ясна цель их жизни. Те из них, кто был помоложе, начали понимать, что они делают в этой жизни, а те, кто был постарше полностью приобрели уверенность в том, что должны и хотят делать в дальнейшем.
Главное, что известно о «новых» детях – это то, что они обладают более высоким уровнем сознания, но это не значит, что все индиго в будущем станут священниками или философами. Эти дети – доказательство эволюции человеческого сознания и его расширения «за рамки» предыдущих поколений. Их можно назвать творцами нового мира и самой большой надеждой на лучшее будущее нашей планеты.
Но не думайте, что они – некие инопланетяне не созданные для жизни в обычной семье. Дети-индиго заинтересованы в установлении мира в своем доме и между родителями. Они заботятся об этом гораздо больше, чем можно было бы от них ожидать, и проявляют мудрость, от которой порой просто немеешь.
Некоторых из этих детей видно уже с рождения, такой у них осознанный, мудрый взгляд. Но, может быть, в момент рождения своего ребенка-индиго мы еще не были готовы к тому, чтобы распознать это. Тогда, может, стоит сейчас присмотреться внимательнее к своему малышу, школьнику, подростку?
Сведения о детях-индиго очень разноплановы. Эти дети могут быть весьма очаровательными, общительными, яркими, рядом с ними люди чувствуют себя хорошо. Индиго всегда чувствуют, кто нуждается в помощи и поддержке и незаметно для окружающих могут помочь больному оправиться от болезни. А могут быть и совершенно невыносимыми – не успеете вы убрать разбитую фарфоровую статуэтку (на их взгляд – это бессмысленная игрушка), как они уже засыпали кофе и сахар прямо в электрочайник, успели закрыть хитроумный футляр для очков и забросить его под шкаф. Поэтому не отмахивайтесь от своих чад, рассказывающих вам какую-то невероятную историю, не кричите на них за погром в детской. Запаситесь терпением и дайте им возможность проявить себя.
Как их узнать?
По мнению многих исследователей, сейчас 90 % детей младше 10-12 лет принадлежат к группе Индиго! Раньше такой феномен не привлекал всеобщего внимания, потому что считался слишком странным для современной психологии, но теперь о нем все больше говорят и изучают, поэтому приведем самые общие модели поведения, характерные для таких детей. Они:
- не сомневаются в своей значимости (в связи с этим часто ведут себя высокомерно), иногда сообщают родителям «кто они есть»;
- не имеют абсолютных авторитетов;
- не считают нужным объяснять свои поступки и признают только свободу выбора;
- вообще не делают некоторых вещей, например, не выносят стояния в очереди;
- теряются, когда подавляют их творческую мысль, пытаясь «втиснуть» в консервативные рамки;
- часто видят свой (лучший) способ сделать что-то, но их далеко не всегда понимают, думают, что это нарушение правил, нежелание жить «как положено»;
- если им в руки рано «попался» компьютер, в 3-4 года они понимают его так, как не могут и иные взрослые в 60 лет (такая ранняя компьютеризация часто приводит к тому, что индиго душевно становятся холоднее - в поступках руководствуясь больше головой, чем сердцем);
- иногда кажутся некоммуникабельными, особенно если рядом нет им подобных, могут замыкаться в себе, чувствуя, что их никто не понимает;
- не реагируют на замечания, обвинения в нарушении дисциплины;
- не стесняются, давая понять, в чем испытывают нужду;
- часто это дети, которым поставлен диагноз: дефицит внимания, гиперактивность, связанная с дефицитом внимания.
Политик, инженер, художник?
Дети-индиго делятся на четыре типа, у каждого из которых есть своя жизненная программа: гуманисты, концептуалисты, художники и живущие во всех измерениях.
Гуманисты– будущие врачи, юристы, учителя, бизнесмены и политики. Могут очень дружественно разговаривать с кем угодно и сколько угодно. Имеют стойкие убеждения. В детстве не понимают, как можно играть только с одной игрушкой, поэтому выворачивают из тумбочек все, что у них есть. Они рассеянны – вам придется несколько раз напоминать такому ребенку, например, убрать комнату, но при первой же возможности он все равно забудет об уборке.
Концептуалисты – будущие инженеры, дизайнеры, архитекторы, пилоты и военные. Они хотят управлять, и зачастую первыми объектами их управления становятся родители: мамы – для мальчиков, папы – для девочек. Причем если ребенок-индиго лишается «своего» родителя, это создает большую проблему в его жизни. Они имеют склонность к плохим привычкам, особенно наркотикам в подростковом возрасте. Поэтому родителям надо внимательно наблюдать за их поведением.
Художники – будущие учителя, актеры, художники, а также врачи. Более чувствительны, чем представители других типов. Погружены в искусство, всегда и во всем сохраняют творческий подход. В возрасте 4-10 лет могут перепробовать самые разные виды творческой деятельности, недолго позаниматься и бросить, а могут увлеченно заниматься сразу несколькими и только в подростковом возрасте определиться с выбором, и со временем стать в нем мастерами.
Живущие во всех измерениях– несут в мир новые философии и новые религии. Могут быть задирами и забияками. Обычно они крупнее, остальных Индиго, и не умеют так же приспосабливаться к окружающей жизни, как они. Уже в возрасте 1-2 лет такой ребенок в ответ на родительские замечания попросту ответит: «Я знаю, я могу сделать это сам. Оставь меня».
Правда, вы тоже нашли в своем ребенке многие из этих признаков? Вы считаете, что уровень развития вашего сокровища выше среднего, что ваш малыш намного смышленее и сообразительнее, чем раньше были дети? И вы совсем не ненормальная – это значит, что вы можете и готовы понять свое чадо, дать ему возможность и свободу развиваться. Говорят, дети-индиго рождаются одаренными от Бога, но надо уметь не подавить в них эту одаренность, а развить и поддержать.
Особенный – хорошо или плохо?
В США существует Национальный фонд помощи творчески одаренным детям (это некоммерческая и нерелигиозная организация). Вот какие качества, по его данным, помогут определить, одарен ваш ребенок или нет. Но все эти качества присущи и детям-индиго, и не являются, как может показаться, негативными признаками «неправильного» ребенка. У него повышенная чувствительность и много энергии. Ему быстро надоедает любое дело. Восстает, если к нему относятся неуважительно. Нуждается в общении с эмоционально устойчивыми и спокойными взрослыми. Любит сам выбирать способ обучения (особенно в чтении, математике), приобретает знания нестандартным, эмпирическим путем, не приемля зубрежку. Не может сидеть спокойно, если не занят чем-то, что для него интересно. Сострадателен, имеет много страхов. Если неудача постигнет его в раннем возрасте, может бросить учебу, если стиль обучения для него неприемлем, может развиться сопротивление к учебе. Эмоционально неуравновешен, воодушевлен множеством великих идей, но не находит возможности их реализовать.
Часто таким детям ошибочно ставится диагноз дефицит внимания или гиперактивность вследствие дефицита внимания. И иногда очень сложно разобраться поставлен диагноз правильно или за ним в действительности скрывается ребенок-индиго, к которому не проявили должную чуткость и внимание.
Прислушивайтесь к своему ребенку, пробуйте найти к нему подход, ведь для него не важно индиго он или нет, и главное, что могут дать ему родители - чуткость и уважение, тепло и нежность, свободу выбора и простор для действия. Поэтому последующие рекомендации смело можно адресовать родителям всех без исключения детей.
Как вести себя?
Разговаривайте с ними
Даже когда ребенок находится еще в младенческом возрасте, всегда говорите с ним, комментируйте все свои действия – пусть он слушает вашу речь. Например: «Давай-ка сейчас снимем с тебя подгузник. Пусть твоя кожа немножко отдохнет, а мы пока сделаем зарядку. Это для ножек, это для ручек… А сейчас нам пора одеваться, твоя попка уже сухая. И после того, как мы оденемся, ты будешь кушать, и не перестанешь плакать, а я не буду нервничать. Будет хорошо и тебе, и мне». И когда он научится говорить, тоже старайтесь проговаривать с ним все ваши действия. Может, он и не всегда поймет вас, но почувствует образ ваших мыслей и ваше к нему отношение. Не говорите с ребенком свысока – он не уважает тех, кто чувствует свое превосходство только потому, что старше и имеет седые волосы или морщины. Не действуйте авторитарно, прислушивайтесь к своему ребенку. Он очень открыт, и сам расскажет о себе, только дайте ему возможность говорить о своих желаниях. Объясните, почему вы не можете удовлетворить то или иное его желание. Если вы просто отмахнетесь: «Отстань, я занята», он поймет, что вам нечего ему сказать, и самостоятельно найдет себе занятие.
Будьте честными
Будьте искренни в отношениях с детьми. Родители часто скрывают от них многое – от настоящих чувств до вредных привычек, а дети интуитивно чувствуют, что что-то не так и могут спросить об этом маму или папу. Если родители все отрицают, это может довести ребенка до сильного раздражения и эмоционального срыва. Индиго просто не знают, как сопоставить то, что чувствуют сами, и то, что говорят взрослые. Не говорите с ними в приказном тоне. Если вы приказываете ребенку без веских оснований, он просто отстранится, не будет слушаться и даже выдаст вам причины, почему это нехорошо. Пусть ваши объяснения будут самыми простыми, но искренними. Например: «Сегодня мы не сможем сходить туда, потому что мне надо еще приготовить поесть (или обсудить важный вопрос по телефону), но мы запланируем это на завтра, и обязательно пойдем», «Если ты сделаешь это, то так мне поможешь! Я сегодня очень-очень устала». Завоюйте своего ребенка честностью. Сначала он будет обдумывать то, что вы сказали, а потом начнет и делать.
Не забывайте вслушиваться в свои объяснения – не звучат ли они глупо, бессмысленно – например, «потому что я так сказала». Ребенок хочет совершенно естественного: чтобы вы были для него любящими родителями, заботливыми и искренними. Мы ведь часто считаем, что делаем все как надо, а он считает, что главное – все делать от души, с любовью, а «правильно» это или нет – не важно.
И главное – никогда не забывайте своих обещаний! Если по каким-то причинам у вас нет возможности их выполнить, скажите ребенку об этом, не делайте вид, что вы забыли (авось, не вспомнит). Не подрывайте свой родительский авторитет.
Играйте с ними
Например, вместо того, чтобы просто что-то запретить, спросите ребенка: «Почему ты хочешь это сделать? А что потом из этого получится? Давай проиграем: что будет, если ты сделаешь так?» Пусть ребенок ответит. Затем продолжите: «Что ты будешь делать в этом случае?» Он вовлечется в общение и в процессе поймет, что ему этого делать не следует.
Не давайте скучать индиго, поскольку скука может вызвать в них высокомерие. Если дети ведут себя самонадеянно, значит, они нуждаются во встряске и в установлении новых границ. Лучший способ в этом случае – заставлять их мозги шевелиться и находить все новые и новые занятия и игры. Ведь играя и смеясь вместе с ребенком, можно построить хорошие взаимоотношения. Недаром еще Платон говорил: «Вы можете узнать о человеке гораздо больше, поиграв с ним часок, чем, проговорив целый год». Ведь людям с разными характерами и большой разницей в возрасте проще общаться именно в игре: шутки, веселье, игры рождают лучшее в отношениях в семье. Слушайте, когда дети рассказывают вам о своих фантазиях, ощутите их реальность, ведь они рождены энергией детей, вдохновляйте их, а не пресекайте какой-нибудь неуместной фразой.
Вседозволенности – нет!
Но! Родители оказывают плохую услугу своим детям, позволяя им плохо себя вести, не устанавливая для них никаких рамок, не направляя их, мотивируя это тем, что они – дети-индиго. Все дети, и индиго в частности нуждаются в определенных границах, тогда они приобретают навыки самоконтроля, нужные для нормального общения. Натуры очень творческие и подвижные, они постоянно экспериментируют во всем и испытывают на прочность границы дозволенного, постигая, таким образом, законы устройства нашего мира. Здесь очень важно выбрать правильный стиль воспитания. Помните, что жесткие рамки, что «надо делать» и что «не надо» душат творческое начало этих детей и угнетают самовыражение. В результате они занимают оборонительную позицию, начинают грубить и становятся несносными. Поэтому воспитание необходимо, но в нем нужен особый подход. Вот несколько основных принципов, которые важно учитывать абсолютно всем родителям:
- давайте ребенку свободу выбора;
- откажитесь от приказного тона;
- не противодействуйте;
- выполняйте обещания;
- никогда не унижайте;
- чаще проявляйте свою любовь;
- если есть необходимость сделать «внушение», сделайте это наедине;
- обсуждайте с ребенком его плохое поведение, убедитесь, что он правильно все понял;
- ни в коем случае не оскорбляйте его;
- не применяйте физические меры наказания;
- если вы что-то хотите от ребенка, добивайтесь этого без упрашиваний или истерик, формулируйте свои распоряжения в виде просьб, например: «Малыш, мне очень нужна твоя помощь – сложи, пожалуйста, свою одежду в шкаф». Давайте по одному заданию, а не по нескольку, иначе они просто забудут о них. Говорите заранее о своих планах: они должны подготовиться к новой деятельности, например, к одеванию на улицу, хотя бы за пять минут. Предоставляйте ребенку выбор (но чем-то ограниченный): например, предложите выбрать – когда он пойдет чистить зубы – через 5 минут или через 10;
- не забывайте хвалить их, но только за реальные заслуги.
Уважайте своих детей
Дети-индиго требуют, чтобы все в семье чувствовали себя равными, будь-то ребенок или взрослый. Они хотят, чтобы с ними считались. Всегда давайте им понять, что вы поддерживаете их начинания, тогда дети будут более восприимчивы к вашим словам. Проявляйте к ним уважение, ничуть не меньшее, чем к родителям или близкому человеку. Если вы говорите, что любите их, но при этом относитесь неуважительно, они не поверят вашим словам. Не слова, а поступки - образ жизни, поведение в семье докажут ребенку, что вы его любите.
Давайте просто любить своих детей – они самое дорогое, что у нас есть. И так ли важно Индиго растет в твоей семье или нет, если ты уверен – твой ребенок самый талантливый, умный и неповторимый. И если воспринимать его именно таким, он обязательно проявит именно эти качества.
Маричка СМЕРЕКА
Это интересно:
Психиатры в большинстве своем понятие «индиго» вообще не признают, а поступающих к ним детей-индиго диагностируют как гиперкинетиков или аутистов и пытаются лечить их от самих себя. Так или иначе, но все интерпретаторы феномена индиго сходятся в одном: эти дети не такие как все.
***
Иногда кажется, что дети-индиго, словно сотканы из противоречий, в них уживаются нежность и агрессивность, простодушие и хитрость, обаяние и конфликтность, гениальность в чем-то одном и невосприятие другого. Они не вмещаются ни в какие рамки, не признают никаких авторитетов, не хотят следовать общепринятым нормам.
***
Почти все индиго плохо воспринимают школьную программу. В то же время многие из них обладают высоким интеллектом и выдают порой совершенно нехарактерные для их возраста суждения.
***
Если раньше некоторые человеческие проявления определяли симптомами аутизма или синдромом Аспергера, мозговой дисфункцией или органическим поражением мозга, синдромом гиперактивности или нарцистическим расстройством личности и квалифицировали как диагноз, то теперь все это и многое другое стали называть признаками индиго.
Некоторые индиго наделены паранормальными способностями. Так, например, занимающиеся этим феноменом российские ученые, рассказывали о шестилетнем мальчике, который читает закрытую книгу, положив на нее ладонь. А В Беларуси живет девушка, которая в 16 лет вспомнила всю свою предыдущую жизнь.
Полезно знать Здесь вы можете почитать текст первой книги //indigo.e-puzzle.ru/ind1.html "Дети Индиго и второй книги //indigo.e-puzzle.ru/ind2.html "Празднование цвета индиго" на русском языке он-лайн и скачать текст в виде //www.e-puzzle.ru/ док-файла.
Анонс журнала "Мир семьи" июль-август 2005 года