Синдром девочки-отличницы
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Часто серьезные гинекологические проблемы, которые обнаруживаются у девушки после 20 лет, своими корнями уходят в "школьные годы чудесные". Оказывается, что за "пятерочный" аттестат заплачена слишком высокая цена.
Наш консультант заведующая клиникой эндокринной гинекологии Института ПАГ АМН Украины, доктор медицинских наук Татьяна ТАТАРЧУК.
Так уж придумано природой, что каждая девчонка с 12-13 лет начинает испытывать некоторое беспокойство: придут месячные или опять задержка? Если да, значит, все хорошо. А если нет? Что делать? Сказать маме? А может, подождать еще месячишко? Ведь говорят же: пока менструации станут регулярными, иногда и год проходит.
И девочка ждет, а время идет. Но когда визит к гинекологу, наконец, состоится, она вдруг слышит от доктора странные вопросы: разводились ли родители, когда началась первая менструация, переходила ли в это время в другую школу, как училась?
И пациентка вспоминает, что в 13 лет ее перевели в престижный лицей, который она окончила с медалью. А после первой-второй менструации, которая началась в это время, наступил длительный перерыв, и потом перерывы увеличивались, а месячные становились все продолжительнее.
Связав причины и следствия, гинекологи говорят о так называемом синдроме девочки-отличницы и выдают "маршрутный лист": начинаются хождения по врачам - к эндокринологу, невропатологу, психологу, и бесконечные анализы и обследования.
Гонка за оценкой
Конечно, болезнь под таким названием в научной литературе вы не найдете. Но несмотря на то, что синдром девочки-отличницы - термин условный, все равно есть определенная закономерность в появлении нарушений (чаще гинекологических) у везде успевающей и все умеющей отличницы.
Дело в том, что у ребенка во время полового созревания эмоции и гормоны сильно связаны друг с другом. Поэтому, с одной стороны, гормональная буря (а особенно - гормональный дисбаланс) переходного возраста может вызвать неуравновешенное поведение, нервные срывы. А с другой стороны, гонка за высокой оценкой, постоянные опасения потерять определенный статус, не поступить или не удержаться в престижном учебном заведении, страх не оправдать надежды родителей и учителей провоцируют хронический стресс, который может стать почвой для развития целого комплекса эндокринно-гинекологических патологий. Самой распространенной из них является нарушение менструальной функции (редкие месячные или ювенальные кровотечения), затем развивается вторичная аменорея - редкие (порой раз в год) месячные.
Только к 18 годам гормональный фон становится стабильным и природа сама защищает девушку от перегрузок. Но всего лишь у 60% девочек менструальная функция налаживается сама, а остальным необходима помощь специалистов: психологов, гинекологов, эндокринологов.
Кто лучше - я или мой муж?
Кроме проблем со здоровьем, у отличников формируется психологический стереотип: они всегда должны быть лучшими и получать только "отличные" оценки. Это становится самоцелью, а интерес к самому учебному процессу, познанию чего-то нового теряется. И в дальнейшем такой человек ориентируется не на задание, не на поставленную цель, а на получение одобрения. Как правило, когда дети вырастают, у них возникают проблемы с общением, они очень плохо переносят критику, с трудом приспосабливаются к новым условиям, требующим ломки устоявшихся стереотипов. Не получая поощрения в виде хороших отметок, многие бывшие отличники испытывают стресс. У женщин довольно часто возникают проблемы в личной жизни, так как желание быть первой во всем заставляет их "соревноваться"… с собственными мужьями, которым такие отношения совсем не нравятся. Но не стоит делать однозначного вывода, что быть отличником - плохо. Просто к учебе, как и ко всему остальному, нужно подходить осознанно, то есть сопоставлять желания и возможности. Беда, что многим детям приходится расплачиваться за амбициозность родителей. Но, с другой стороны, почему ребенок не должен хорошо учиться, если он может? Ведь вред наносит не учеба, а связанные с ней эмоциональные, психические и физические перегрузки. Чтобы не приобрести синдром отличника, необходимо чередовать напряжение и отдых, нормально питаться и наслаждаться жизнью. Ведь все равно быть первой во всем нельзя, и жизнь - это не соревнования.
Журнал "Мир семьи", № 3, 2004 год