Моральное или физическое наказание: что хуже?
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Потребность в любви, принятии, телесном контакте для ребенка является базовой, и ребенок нуждается в этом столь же сильно, как и во сне или пище. Если ребенок чувствует себя ненужным, плохим, недостойным любви, то это не просто ухудшает его настроение, это в прямом смысле, мешает ему полноценно жить и развиваться. Дело в том, что взрослый человек в большей или меньшей степени, но, все же, является самостоятельным, независимым. Он сам может о себе позаботиться, удовлетворить свои потребности и желания. Ребенок же зависим от своих родителей, без них он не сможет полноценно существовать.
Кроме того, ребенок еще не имеет собственного суждения о самом себе. Он опирается на то, что думают о нем, и как к нему относятся другие люди. Взрослый человек, попав под «горячую руку» начальника может понять, что он тут не причем, что это у начальника плохое настроение, а с ним самим – все в порядке. Ребенок же не может этого понять. В силу детского эгоцентризма (это такая особенность детского мышления, при котором все события воспринимаются как следствия действий или мыслей самого ребенка) ребенок считает, что именно он является причиной всех плохих событий, которые происходят в окружающем его мире. Очень хорошо это иллюстрирует пример из фильма «Амели», когда девочка в возрасте 6 лет думала, что она виновата в крушении самолетов или бедах, которые показывали по телевизору. И те взрослые, которые по-прежнему воспринимают плохое настроение начальника «на свой счет», на самом деле испытывают в такой момент те самые детские переживания, которые до сих пор хранятся в бессознательной части их психики.
Что мы понимаем под моральным наказанием?
В первую очередь, это эмоциональное отвержение, «заморозка» родителя. Такой феномен довольно часто встречается в тех семьях, где не принято ругаться в целом. Этот пример хорошо проиллюстрирован в фильме «Шоколад», где дочь хозяйки, которая сдавала помещение под шоколадницу, никогда не высказывается ни о ком резко, никогда не показывает своих эмоций, а все ее поведение подчинено принципу «прилично, аккуратно, воспитанно». Также хорошо видно, что ее сын очень сильно страдает от такого воспитательного стиля мамы, рисуя в основном сцены, содержащие насилие или смерть. Так вот когда ребенок в такой семье начинает вести себя неподобающим образом, его просто игнорируют. Ему перестают давать тепло и ласку, давая таким образом понять, что он его поведение недостойно. Но основная проблема в том, что ребенок соотносит это не только со своим поведением, но и с собой как личностью. Так постепенно формируется идеальный образ себя, которому ребенок старается соответствовать, и постоянно тревожное ожидание, что где-то он может до этого образа не дотянуть.
Затем, моральным наказанием является открытая критика ребенка, его способностей, умственных или физических качеств. Унижение и презрение, которые демонстрируют родители в такие моменты, ребенок воспринимает и закрепляет в своей памяти как будущую оценку себя. Именно так формируются взрослые страхи высказывать свое мнение («Закрой рот, ты еще маленькая говорить об этом»), страх неудачи («Так и знала, лучше бы вообще не брался, все равно у тебя ничего не получится»), страх разочаровать окружающих («Опять ты меня расстраиваешь, не можешь сделать ничего путного») и прочие страхи. Получается, что наказывая и унижая ребенка морально, взрослый человек поступает отнюдь не более гуманно, нежели когда шлепает или дает подзатыльник своему чаду. Ребенок не испытывает физической боли и унижения, но испытывает много тревог и страхов, так как становится не нужным своим родителям.
О том, как правильно наказывать ребенка, когда и как можно применять физическое наказание, мы поговорим в следующей статье.
Автор: Дарья Селиванова, детский психолог, автор проекта //www.psihosomatika.com.ua/