Стеснительный ребенок – что делать?

Автор
Стеснительный ребенок – что делать?

В прошлой статье мы говорили о такой форме неуверенности в себе, как неумение защищать себя. Сегодня рассмотрим другую маску, которая может носить неуверенность.

Маска 2. «Я Вам слова не скажу».

Как проявляется?

Для этой формы неуверенности в себе характерны следующие проявления:

· ребенок стесняется общения с другими людьми;

· ему сложно выступать на утренниках в садике или школе;

· старается не отвечать на уроке в школе сам, хотя весь материал знает;

· ребенок боится высказывать свое мнение по любому вопросу;

· он сторонится какого-либо творчества, самовыражения и пр.

Как формируется?

Обычно в основе данной неуверенности лежит запрет на самовыражение. Немного поясню: от рождения дети не имеют такого страха, они с удовольствием рисуют, танцуют, везде стараются «вставить свои пять копеек», так как подобная потребность является врожденной и есть у всех людей. Но со временем в силу различных обстоятельств подобная потребность блокируется и возникает страх проявлять себя, самовыражаться.

Фразы или действия родителей, которые могут сформировать запрет на самовыражение:

- «Что ты можешь понимать в этом вопросе, ты же еще маленький». Подобными фразами родители дают ребенку понять, что его мнение не учитывается, оно не важно.

- «Закрой рот», «замолчи» и пр. Этими фразами родитель сообщает ребенку, что высказывания могут кому-то не понравиться, и лучше быть осторожным.

- Высмеивать выбор ребенка в чем-либо. Неважно, насколько нелепым он бы ни был, это его выбор. В таком случае получается, что важный для него человек – его родитель, высмеивает то, что ему понравилось. Поэтому в будущем ребенок будет стараться избегать ситуаций, где нужно что-то выбирать по своему вкусу.

- «Ты что, ты подумай, что люди скажут». Эти формулировки заставляют учитывать в первую очередь интересы и предпочтения других людей, а уже потом свои. И ребенок делает вывод: «Лучше я не буду как-то проявляться, а то мало ли, что там люди скажут».

- Критика или порицание творческих проявлений ребенка. Например, поучение, что слона надо рисовать не так, или что он нарисовал не аккуратно. Или же критические замечания такого плана: «Как же нескладно ты двигаешься, лучше не танцуй», или: «Маша намного лучше тебя умеет это движение делать». В таких случаях ребенок будет избегать ситуаций, где он может себя проявить не самым лучшим образом, так как внутри им будет двигать страх: «А вдруг я не смогу быть самым лучшим»…

Необходимо отметить, что в большинстве своем подобный запрет непроизвольно формируют те родители или значимые взрослые, у которых есть подобные сложности. По аналогии с запретом на агрессию, о котором мы говорили в прошлой статье, человеку очень сложно принять и позволить своему ребенку свободно самовыражаться, если он сам себе этого позволить не может, если для него самого чрезмерно важно, что могут сказать люди, или как хорошо у него получается то, что он задумал.

Как исправить?

1. Ключевым моментом в исправлении подобной неуверенности у ребенка является осознание и работа со своими собственными страхами, связанными с самовыражением. Ребенок в подобной ситуации – это только отражение Ваших собственных опасений.

2. Если Вы увидели среди описанных выше фраз те, которые Вы сами частенько проговаривали, то стоит их скорректировать. Я не предлагаю врать ребенку и говорить, что у него чудесно получается, хотя на самом деле Вам хочется покритиковать. Можно находить какой-то средний вариант, или же разбирать ошибки после того, как Вы похвалили всю работу (танец, выступление).

3. Разделить сферы, в которых мнение ребенка по данному вопросу является непрекословным, и те, где все-таки главное решение принимают родители. Но сферы, где ребенок бы ориентировался только на свой вкус, обязательно должны быть.

4. Если ребенок боится что-то делать, так как внутри есть страх сделать это плохо, Вы можете поговорить с ребенком о своих неудачах, рассказать, что у Вас тоже есть такой страх и что Вас также пугает, что у Вас может что-то не получится.

5. Не стоит настаивать и активно подталкивать ребенка к тому, что ему страшно. Например, инициировать его общение с другими детками, если он стесняется. Здесь очень важно правило, широко известное в медицине «не навреди». Чрезмерная инициатива может привести к обратной реакции – еще большему закрытию малыша и отдалению. Но и поддержка ему тоже нужна. В данной ситуации лучшей поддержкой будет понимание его страхов, обсуждение с ним возможных способов преодоления их, но ребенок это должен делать сам.

Помните, что ребенку для того, чтобы чувствовать себя уверенно, чаще всего нужна Ваша любовь и поддержка. Если он будет знать, что Вы в него верите и любите любым, то причин для беспокойства не будет.

Автор: Дарья Селиванова, детский психолог,

автор проекта //psihosomatika.com.ua/.