Песочная терапия – не просто игра!

Автор
Песочная терапия – не просто игра!

С какой радостью все малыши наслаждаются игрой в песочнице! Песок, он как магнит! Стоит присоединиться на секундочку, и руки сами тянутся просеивать песок, строить дорожки, замки и песочные горы.

Наблюдая за игрой в песке, заметив, насколько песок снимает напряжение, тревогу, помогает раскрыть творческий потенциал у детей и не только у детей, но и у взрослых, стали применять этот метод под названием «песочная терапия» в своей практике.

Что же такое песочная терапия, и каким образом она применяется в работе психологов, рассказывает практикующий психолог, Маргарита Корсинова.

В своей практике я часто использую песочницу, как с диагностической целью, так и в коррекционной работе. Я заметила, что с первым упоминанием «Я вам рекомендую песочную терапию» у моих клиентов возникало очень много вопросов. Первый звучит так «Что такое песочная терапия? Что это за песок, куда его насыпают и, вообще, где это происходит и т.д.»

И так, что же такое песочная терапия?

Песочная терапия - это одно их направлений в разделе арт-терапии.

Куда же насыпают песок, и какой песок?

В песочной терапии могут быть использованы разные виды песка. Это речной песок, морской песок, песок вулканического происхождения и так далее. Песок изначально промывают в проточной воде, затем прокаливают на большом огне и только потом его применяют на практике. Песок насыпают в деревянные подносы стандартного размера (50 х 70 х 8 см). Есть ещё пластмассовые песочницы.

Дно и бока подноса или песочницы выкрашивают в голубой цвет, что символизирует небо и воду. Иногда на практике используют два подноса с сухим и мокрым песком. Иногда добавляют воду в сухой песок и уже потом работают с мокрым песком. Всё завит от желания ребёнка, с каким песком ему в данный момент хочется поиграть.

Что ещё используется в песочной терапии? Песок, это понятно. А что ещё?

В песочной терапии используются разные материалы: как природные – камушки, ракушки, коряжки и т.д., так и миниатюрные предметы обихода. А также сказочные герои, животные и т.д. Все эти предметы выставляются на полках в свободном доступе и обозрении играющего.

С какими нарушениями в развитии у детей используется песочная терапия?

Песочная терапия используется при всех нарушениях, противопоказаний у этой терапии нет, кроме аллергии на песок и кожных заболеваний.

Психолог как-то интерпретирует игру ребенка, помогает играть – руководит, быть может, подключается к процессу, или остаётся просто зрителем в терапии?

В первой диагностике психолог выступает в роли наблюдателя.

При коррекционной работе психолог задает соответствующие мотивы и участвует в процессе психокоррекционной терапии. В этом случае используется индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Используется ли песочная терапия в лечении и реабилитации детей с аутизмом, ДЦП, с более серьёзными заболеваниями?

Конечно, используется. У нас в центре, где я веду группу психологического развития для детей с аутизмом и задержкой речи, я широко использую песочную терапию: как метод снятия напряжения, тревоги, раздражительности и приступов гнева.

Расскажите об играх, или процедурах, которые проводятся в этой терапии

И так, что же происходит на этих волшебных сеансах песочной терапии и как? Я хочу остановиться на первой встрече с ребёнком.

Психолог просит «поиграть» в песочнице. Сам же остаётся в роли наблюдателя и не вмешивается в процесс игры. Играющий «идёт за собой», раскрывается посредством игры с песком. Психолог лишь скажет: «когда закончишь, скажите мне об этом. Не торопись». После того, как подопечный закончил, психолог предлагает рассказать, что получилось в процессе игры. И внимательно выслушивает клиента, который проецирует свой внутренний мир на материал игры.

При коррекционной работе, после диагностики и прояснения запроса, учитывая индивидуальные особенности, психолог задаёт соответствующие мотивы. Например - «Сейчас вам предлагаю построить свою сказочную страну или королевство».

Если вопрос касается семейных отношений, в этом случае инструкция будет звучать так: «Подберите, пожалуйста, те фигурки, которые будут играть роль членов вашей семьи. Расположите фигурки в песочнице таким образом, чтобы каждый член вашей семьи занимал наиболее привычное для себя дело»

Можно использовать также этот механизм в контексте сказкотерапии, чтобы глубже узнать особенности воспитания членов своей семьи:

«— Представьте членов своей семьи в образе животных. Посмотрите, имеются ли в нашей коллекции фигурки этих животных, а может, птиц, рыб, насекомых, растений. Выберите, фигурки животных (птиц, рыб, насекомых и т.д.), которые соответствуют вашему представлению об образах членов вашей семьи. В песочнице создайте мир, в котором они живут… Когда мир будет создан, подумайте, как они живут вместе, как общаются, какие сцены могут разыгрываться между ними, и расскажите об этом».

Корсинова Маргарита,

магистр психологии, член ассоциации арт-терапевтов,

практикующий психолог Центра детской и семейной психологии «Я+семья».