Младенец и зеркало

Автор
Младенец и зеркало

Зеркала, созданные очень давно и независимо друг от друга в разных уголках планеты, окружают нас повсюду. Без зеркал мы не мыслим наши прихожие и ванные, а без зеркальных стен - спортивные и танцевальные залы. Дизайнеры используют зеркала для видимого увеличения пространства. Но у этого, привычного предмета есть и тайны: недаром с ним связано так много примет.

Биопсихологи с помощью зеркала изучают поведение животных, пытаясь определить, какие представители фауны способны воспринимать себя как индивидуальность и осознавать различия между собой и другими живыми существами. Считается, что если животное узнает свое отражение в зеркале, то оно обладает самосознанием. Так, шимпанзе это удается, а вот орангутангам и гориллам не всегда - они могут попытаться напугать свое отражение, принимая его за другую обезьяну. Иногда животные даже заглядывают за зеркало, чтобы добраться до "незнакомца" с другой стороны. Подобные эксперименты проводили и со слонами. Так вот, они пытались просто пройти сквозь зеркало - по-видимому, принимали его за отверстие, ведущее в другое место.

То, что дельфины обладают самым большим после человека мозгом, отличной памятью, сложнейшей эхолокационной системой, которой может позавидовать самый современный военный корабль, ученые знали давно. И все же сообщение исследователей, убедительно доказавших, что дельфин способен распознавать свое отражение в зеркале, стало сенсацией.

Первый шаг к себе

Наблюдая за тем, как малыш в течение первых месяцев жизни реагирует на свое отражение в зеркале, можно увидеть немало интересного. Например, этапы развития восприятия, эмоциональной оценки, называния и, наконец, осознания крохой самого себя, в котором немаловажную роль играет именно узнавание собственного тела.

Французский психолог Р. Заззо последовательно наблюдала за взаимоотношениями своего маленького сына с зеркалом. И вот как она это описывает.

Простое любопытство

Примерно с 2-3 месяцев малыш начинает проявлять интерес к зеркалу, впрочем, как и к любому яркому предмету. Он разглядывает свое изображение, конечно, еще не осознавая, что видит именно себя. Наибольшее внимание ребенка привлекают глаза, контур головы, граница волос и лба. Лишь изредка малыш переводит взгляд на руки и туловище. В 4-5 месяцев ребенок уже вовсю радуется своему отражению: тянется к "двойнику" и, глядя ему в глаза, приветствует такой же сияющей улыбкой, какой одаряет всех окружающих. В этом возрасте появляются улыбки, адресованные отражению мамы (если кроха находится у нее на руках). Малыш весело агукает, причем его возгласы усиливаются, если изменяется внешний облик "двойника" - например, малышу надевают шапочку. Если на предыдущем этапе ребенок почти не совершает действий, направленных непосредственно на зеркало, то в возрасте около 4 месяцев появление в зеркале яркой игрушки вызывает у малыша подъем активности: он, не отрывая от отражения игрушки взгляда, стремится приблизиться к зеркалу, двигает ручками, совершая широкие хватательные движения.

Около 6 месяцев впервые появляется сравнительное рассматривание реального предмета и его зеркального отражения. Малыш поворачивается в сторону игрушки, смотрит на нее, затем устремляет взгляд на зеркало и рассматривает отражение. Разглядывание отражения игрушки ребенок чередует со взглядом в лицо и глаза своему "двойнику".

Устроившись на руках у мамы, кроха, глядя в глаза ее отражению, широко улыбается, а затем поворачивается к реальной маме и снова с выражением удовольствия переводит взгляд на ее отражение.

Однако после полугода, когда впервые появляется страх перед незнакомцами, ребенок может однажды отреагировать на отражение в зеркале с испугом - как и на всех не известных ему лиц. Однако эта тревога непродолжительна и чаще всего к ней примешиваются любопытство и стремление к исследованию. Хоть и с опаской, но малыш "хватает" зеркало и пытается ощупать "чужака".

От недоумения к узнаванию

В возрасте от 9-10 месяцев до годика "с хвостиком" ребенок буквально заинтригован зеркалом и стремится его исследовать. Он пытается схватить изображение руками, лижет его, целует, разговаривает (лепечет) с ним. Кроха толкает зеркало лбом, как бы желая пройти сквозь него, подолгу смотрит на себя в зеркало и гримасничает, а также может протягивать "другому малышу" свои игрушки. Малыш трогает поверхность и с удивлением узнает, что она плоская и холодная на ощупь. На этом этапе ребенок начинает понимать, что именно он управляет движениями отражения - но пока малыш только на пути осознания того, что там, за стеклом, - он сам.

Вспомните Алису из сказки Льюиса Кэрролла. Она тоже пыталась заглянуть в "зазеркалье" большого взрослого мира. Однако там был рациональный, "оговоренный" мир взрослых. Так вот, это стремление уже есть у ребенка на первом году жизни. Р. Заззо считает, что попытки малыша заглянуть за зеркало - своего рода игра, предшествующая четкому разграничению своего "Я" и других людей.

От полутора до 2 лет ребенок воспринимает зеркало как предмет игры, как бы пытаясь понять загадку зеркального отражения. Вы можете подсмотреть, как кроха, желая закрепить свой опыт, старается перед зеркалом медленно повторить каждое свое движение. Примерка каждой обновки заканчивается тем, что малыш нетерпеливо подбегает к зеркалу и с удовольствием перед ним красуется. Он уже может, повторяя за взрослыми, называть себя в зеркале. Однако время полного, сознательного отождествления себя со своим отражением еще не пришло. И неудивительно, ведь в этом возрасте у малыша пока нет четкого осознания своего тела, он все еще убежден: стоит закрыть ручонками глаза и его никто не увидит! Все взаимодействия с зеркалом и своим отражением пока еще для ребенка своеобразная очень привлекательная игра.

Как утверждает Р. Заззо, осознанное понимание того, что зеркальное отражение - это он сам, приходит к малышу приблизительно к 2 годам и 10 месяцам (а у кого-то и раньше)! Это момент рождения сознательного "Я" - самосознания. Теперь малыш понимает, что он сам идентичен своему изображению. С этих пор "Я" - не только набор ощущений, не только тепло или холодно, не только "здесь и сейчас" и не только непосредственные эмоции и переживания. Оказывается, о себе можно думать, как о постороннем, можно за собой наблюдать, с собой же беседовать, а иногда даже и осуждать себя. Одним словом, появляется отстраненность от самого себя. Сознание ребенка совершило гигантский скачок, и сразу появилась бездна возможностей - новый старт для дальнейшего стремительного развития.

Помните, у Алисы: "Я это или уже не Я? И если речь идет о чем-то хорошем, то, разумеется, Я. А если совершен какой-то не очень положительный поступок, то это не Я, а, например, Мэри Н." Как часто дети играют со взрослыми в такие игры! "Это сделал не я, это другой мальчик", - заявляет малыш, разбивший чашку. "Это не я все варенье съела", - говорит девочка слипающимися губами.

Постижение зеркала - это принципиальный факт в развитии маленького человека. Он сравним лишь с овладением предметным действием - основой будущего труда, и с овладением речью - основой человеческого общения. Зеркало - третий важнейший шаг в становлении человека. Ведь в будущем оно станет средством самоконтроля, самонаблюдения и самовоспитания.

Диагностика психического развития

В психологии восприятие зеркального образа традиционно связывают с изучением самосознания. Поэтому пробы с зеркальным отражением широко применяют при диагностике психического развития. Как оказалось, возможности узнавания себя в зеркале нарушены у аутичных детей - когда наблюдается задержка в формировании представлений о самом себе. Поведение у зеркала малыша, который растет не в семье, а в доме ребенка, также имеет свои особенности. В самом раннем возрасте реакция такого крохи на зеркало (и свое отражение) намного беднее и однообразнее, чем у его "домашних" сверстников: он с меньшим интересом рассматривает свое отражение, не столь явно ему радуется, почти не издает радостных возгласов, а если ему на голову надевают шапочку, то надолго замирает, не сводя глаз с зеркала (в отличие от "домашних" сверстников, активный интерес которых к собственному отражению возрастает).

В конце первого полугодия жизни различия становятся еще более отчетливыми. Ребенок из детского дома, коротко "скользнув" взглядом по своему отражению, отворачивается от зеркала. Улыбки он адресует лишь отражению знакомого ему взрослого, а не своему "двойнику". В возрасте же, когда у "домашних" крох наступает пик интереса к зеркалу и играм с ним, малыш из детдома играм с собственным отражением предпочитает компанию близких ему взрослых. Психологи объясняют эти закономерности нехваткой у малышей из домов ребенка эмоционального личностного общения. Отсутствие любовного отношения, адресованного персонально каждому малышу, приводит к тому, что у детей запаздывает развитие самоощущения.

Народные приметы

Зеркало создает иллюзию параллельного пространства, поэтому с давних пор оно служило различными мистическими символами и было окружено тайным смыслом. Во многих народных приметах, обрядах (например, гаданиях) и сказках ("Белоснежка", "Снежная королева") именно зеркалу отведена главная (и не всегда положительная) роль. И неудивительно! Ведь наши предки считали зеркало "границей" между земным и "иным" миром. Народное поверье запрещает смотреться в зеркало ночью и во время грозы. Также известен запрет глядеть в зеркало беременным и недавно родившим женщинам. Разбитое зеркало якобы предвещает несчастье, так как означает нарушение символической "границы".

В славянской культуре зеркало считалось опасным и для новорожденного. Отсюда и запрет подносить к зеркалу малыша в возрасте до одного года - якобы ребенок долго не будет говорить - варианты: испугается своего отражения, не будет спать, не будет расти, у него будут болеть или трудно резаться зубы, увидит "свою старость" и будет выглядеть старым. Большинство мотивировок связано с представлением об "ином" - "зазеркальном" мире, как о царстве молчания и неподвижности (невозможности роста).

Однако у представителей других культур такое отношение к зеркалу вызовет, по меньшей мере, недоумение, а то и насмешки. Во многих западных странах уже несколько десятилетий принято устанавливать в домах зеркальные стены и потолки - а значит, несколько поколений детей благополучно выросли в окружении зеркал. Пользуются успехом и многочисленные разновидности погремушек с небьющимися зеркальными поверхностями (например, baby's first mirror).

Признанный авторитет в области детской психологии и развития Мерилин Сигал - автор книги "Ребенок играет: от рождения до года" - советует познакомить кроху с зеркалом уже в 2-месячном возрасте. Сигал предлагает повесить зеркало недалеко от детского столика, время от времени переодевать перед ним ребенка и играть в игру "Посмотри в зеркало". Поэтому постарайтесь научиться верить только в хорошие приметы и не задумываться о плохих, зачастую лишенных основания и даже абсурдных. Кому нужны более веские аргументы, заверим, что в тех же народных традициях эффект зеркального удвоения не всегда расценивается как источник опасности - зеркало служит и атрибутом защиты, ведь отразившись в нем, зло утрачивает свою силу! В украинском Полесье, наряду с серпом, бороной, крапивой, освященной вербой и другими "магическими" предметами, зеркало издавна использовалось как оберег.

Важно

Если с первых дней жизни взрослые наделяют кроху ценностной значимостью, относятся к нему как к личности, то такое отношение становится тоже своего рода зеркалом, "всматриваясь" в которое малыш строит образ самого себя. В нас, взрослых, ребенок смотрится, когда учится говорить, в нас ищет оценку - "отражение" тех или иных своих действий. Как модница крутится перед зеркалом, так и малыш "примеряет" себя перед взрослым. Каждый значимый для ребенка человек будет для него "зеркалом" и сыграет роль в становлении его "Я". Но малыш и сам будет становиться "зеркалом" для все большего числа людей. Когда-то круг замкнется, и он станет "зеркалом" для своих детей.

Надо знать

  • Интерес к своему изображению (улыбка и активность) - показатель благополучного развития личности ребенка.
  • Если малыш пугается своего отражения, лучше на некоторое время не подносить его к зеркалу. Если же этот страх не исчезает спустя недели и месяцы, необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу.

Игры с зеркалом

  • Держа кроху на руках, подойдите к зеркалу. Заговорите с малышом, привлеките его внимание и постарайтесь встретиться с ним взглядом через зеркальное отражение.
  • Возьмите ребенка на руки спиной к себе, поднесите к зеркалу и ласково спросите: "Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?" Дайте малышу возможность зафиксировать свое отражение в зеркале, позвольте дотронуться до него. Затем поверните ребенка лицом к себе и скажите: "Наш (например) Ванечка хороший, наш (например) Ванечка пригожий". Повторяйте это упражнение по нескольку раз, побуждая ребенка рассматривать себя в зеркале.
  • Усадите малыша перед собой и зеркалом и "поиграйте" с отражением: надевайте и снимайте шляпу (прячась под ней), дотрагивайтесь до частей тела малыша, называя носик, ручки, ножки или совершайте какие-нибудь иные действия. Главное, чтобы ребенок с интересом рассматривал вас и себя в зеркале.

Елена ЧЕРНЕНКО,

психолог

Журнал "Мир семьи", №12, 2004 год