Мамина песня

Автор
Мамина песня

Емелина Наталья Евгеньевна

Мамина песня

Затихли шумные улицы, в углу собраны игрушки, «дел невпроворот», но мама щелкает выключателем, обнимает свою маленькую крошку, и…

«Спи, моя радость, усни…»

И льется ласковая колыбельная, маленькая исповедь над самым драгоценным созданием.

Все начинается с детства, все начинается с колыбельной: волнения и радости, тревоги и надежды, смеха и слез. Значит, маленький человечек и начинается с маминого голоса над колыбелью:

Люли, люли, люли,

Прилетели гули.

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать.

Люлі, ой люлі, -

Прилетіли гулі,

Знайшли подоляночку

Та й сіли на ганочку.

Именно тогда, с первой услышанной мелодии, и начинается взаимодействие с миром. Ведь мамин мир состоит из любви, переживаний и надежд. Кажется, этих понятий достаточно, дабы вместить всю жизнь, - жизнь, которая только начинается.

“Колыбельная – это душа, которая ходит на цыпочках. Услышать ее шаги могут только те, кто умеет слушать”, - писал Н. Сингаевский.

Именно ночью мамина песня наполнена тайной и искренним откровением, когда тихим и ласковым голосом она, словно перед Богом, потаенно раскрывает свои мечты. И уже здесь, над колыбелью, она видит свою малютку взрослой. И пытается поведать и передать все свои умения, знания, свой опыт. Ведь каждая колыбельная отличается, как отличается одна от другой каждая мама, а песня, ней спетая, предназначена только одному единственному ребенку. Только для него, песня наполняется всей любовью сердца, под которым девять месяцев, полный неги и блаженства, рос и развивался маленький человечек.

Откуда берутся эти мелодии? Чьи они? Кто и когда их придумал?

Может это все мамины чаяния и разочарования, потери и радости, обиды и счастье, отстоялись в веках, в жизни, в словах….. И стали песней…… Ведь как иначе выразить все те чувства, которые вызывает младенец, маленькая копия тебя, крошечное и уникальное создание.

Самое первое знакомство с миром у малыша начинается с колыбельной. С тонкой и надежной пуповины, когда мамин голос – это одна сплошная убаюкивающая мелодия. И потом, с первых нежных обьятий:

- Здравствуй, мое солнышко!

С самых первых дней мама знакомит малыша с природными явлениями, с животным миром, обьясняя все до мельчайших подробностей:

Ночь пришла

Темноту привела;

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Ой, ходить сон

Коло вікон,

А дрімота –

Коло плота.

Их она зазывает из сада, из-за окна, с реки или озера, - неся своему ребенку ласковую сказку. Знакомит со сказочными персонажами, чей образ придумывает себе сам малыш, впервые учится фантазировать:

Только мой сынок уснет –

Дедка Дрема к нам прийдет…

Старый Дрема старичок –

Острый серый колпачок.

Пізня вже година, чом не спиш, дитино?

Он твоя матуся кличе Сонка-Дрімка.

Сонко-Дрімко носить, всім, хто лиш попросить -

В кошику лозовім, казочки чудові.

Конечно же, каждой маме хочется уберечь свое чадо от всех невзгод, от всех бед и разочарований. И поскольку малыш живет в своеобразной сказке маминых образов, то и защищать приходится от сказочных персонажей. Так познается добро и зло, ведь “пугает” и “отгоняет” мама только злых животных, так ребенок узнает о благодарности. Например тем же гулям, мама насыпает кашку и водичку в чашку, а волка гонит прочь в чащу, чтоб не будил, и беды не делал:

Баю-баюшки-баю

Не ложися на краю -

Прийдет серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи –

Нашу крошку не буди!

Гойда-гойда, гойда-ша

Де кобила – там лоша

Там луг зелененький,

Там зайчик сіренький.

Там качечка кряче -

Там чаєчка плаче.

А ти, вовчик, не ходи,

Бо накоїш там біди!

Так растет уверенность в маминой защите. Ведь именно она, всегда пожалеет и закроет в своих обьятьях от бед и горестей. Именно ей, впервые, хочется подпевать:

- А – а – а – а – а!

Вместе с колыбельной ребенок учится, познает себя, моделируя звуки, касаясь ручками маминых губ, изучает мимику , и, конечно же, наслаждается музыкой. С помощью мелодий и речитативов знакомится с культурой своего народа, развивает фантазию, речевой аппарат, учится образности. И конечно же, таким образом обьединяются поколения. Ведь эти колыбельные уже звучали для мамы, и для ее мамы. Сквозь века звучит Мамина песня, сквозь века звучит родной язык.

Именно с колыбели, к которой прилетали и гуси, и гули, и лебеди, и аисты, выростает быстро-быстро и сын и дочка:

Аист в небе закружил –

Сон в кроватку положил.

Закрывай-ка глазки,

Расскажу я сказку.

Мріють крилами з туману

Лебеді рожеві.

Сиплять ночі у лимані

Зорі сургучеві.

И рождается что-то новое, созданое их руками, а за этими „деяниями” все наблюдает взором, полным надежды, мама. Ведь именно благодаря ей и ее песням, соединяется мостиком детство и взрослая жизнь, где в трудную минуту, вдруг, рождается неожиданное решение. А после, склонившись над маленьким созданием, сама собою, в памяти, всплывает мамина песня, которая звучит вновь:

Глазки закрываются сами,

Зря их зайка трет кулачками.

До чего зевается сладко!

Постелю тебе я в кроватке.

Положу тебя, напевая:

-Люли-люли-люшеньки, Баю!

Ходить сон по долині

У червоній кожушині...

Кличе мати до дитини:

– Ходи сонку в колисоньку,

Приспи мою дитиноньку.

И если вы все еще сомневаетесь, стоит ли петь колыбельные, ссылаясь на отсутствие голоса или слуха, то посмотрите на собственное чадо, которое получает истинное удовольствие от вашей песни. Ведь для него звучит самая замечательная в мире мелодия – Мамина песня! Стоит ли его лишать такого удовольствия?