Детсадовская любовь: шутка или серьезное чувство?

Автор
Детсадовская любовь: шутка или серьезное чувство?

Как сейчас помню, мне было года 4, он был со мной в одной группе, и звали его Сережей Кобылкиным. Мне тогда казалось, что серьезней чувства быть не может. Кажется, любовь была не взаимной, и в Сережу были влюблены все девочки нашей группы.

Думаю, многие родители сталкиваются с таким феноменом, как детская влюбленность. Сегодня пробуем разобраться: насколько серьезны такие чувства, и как к ним лучше относиться.

Обычно родители смотрят на подобные чувства своих малышей с умилением, но, не предавая им особого значения. Казалось бы, какие серьезные чувства может испытывать ребенок 3-4 лет? Однако это не так. Умение любить, испытывать нежность к кому-то другому у нас врожденное. Так же как и потребность быть любимым. Вообще потребность любить и быть любимым – это такая же базовая потребность, согласно А. Маслоу, как потребность в еде, сне, безопасности и сексуальном удовольствии. Нас не удивляет, что ребенок хочет кушать, но вызывает недоверие, что ребенок хочет кого-то любить. Разумеется, это скорее всего не на всю жизнь, но от этого то чувство, которое испытывает Ваше чадо, не становится менее важным. От того, как родители будут относиться к первым попыткам своего ребенка проявлять чувства, зависят его будущие отношения с людьми в целом, и успех построения парных отношений в частности. Ситуация осложняется зачастую еще и тем, что влюбленные дети стремятся всячески демонстрировать свои чувства, что может смущать и даже злить взрослых.

Как не стоит реагировать на детсадовскую влюбленность?

  • Высмеивать: «Тоже мне, Донжуан выискался, иди лучше игрушки собери» - такие комментарии могут сформировать у ребенка установку: испытывать и демонстрировать чувство влюбленности стыдно, неприлично. Во взрослом возрасте это может сформировать страх перед установлением теплых, близких отношений.
  • Стыдить: «Как тебе не стыдно?» Одна мама недавно рассказывала, как ее сын учился «целоваться», пробуя поцеловать всех знакомых девочек. Маме хватило мудрости и понимания, чтобы отнестись к этому, как к освоению новой роли, а не как к постыдному проявлению. Хотя окружающие, особенно старшего поколения, реагировали крайне отрицательно, стараясь мальчика пристыдить. Стыд, внушаемый таким образом, будет формировать «идеальный образ», которому ребенок будет вынужден соответствовать, и приводить к сильной тревоге, если вдруг будут возникать чувства (к слову сказать, вполне нормальные), которые в этот образ укладываться не будут.
  • Пугать: «Вот будешь так себя вести, то…» Попытки проявить чувства ребенок прекратит предпринимать, но останется страх: «за чувства могут наказать, их испытывать небезопасно».
  • Апеллировать к возрасту: «Чего ты можешь понимать, тебе ж 3(4,5,6) лет. Маленький еще». Этим Вы формируете у ребенка неуверенность в себе. Ребенок начинает задумываться: а имею ли я право что-то чувствовать? Может быть это не важно?

Как стоит реагировать на детсадовскую влюбленность:

  • Помогать ребенку осознавать свои чувства. Проговаривать: «Тебе нравится Маша». Рассказывать, как можно проявлять свои чувства. Можете рассказать, что Вы делаете, когда Вам хочется выразить свою любовь.
  • Поддерживать ребенка, если его чувства не взаимны. Не говорить: «У тебя еще 100 таких будет», а постараться обозначить его чувства: «Ты переживаешь, что ты Маше не нравишься», «Тебе обидно, что она не хочет с тобой дружить» и пр.
  • В случае если ребенок стремится к более тесному контакту с любимой девочкой (мальчиком), не ругать, не запрещать, но при этом постараться объяснить, чего стоит, и чего не стоит делать.
  • Главное помнить, что чувства ребенка – это тоже чувства. И к ним стоит относиться с уважением.

О школьной влюбленности мы поговорим в следующей статье.

Автор:Дарья Селиванова, детский психолог, автор проекта //psihosomatika.com.ua/.