Эмоциональное воспитание детей …и взрослых

Эмоциональное воспитание детей …и взрослых

Беляева Татьяна Юрьевна

Размышления наблюдателя

«Хватит уже плакать!» «Не плачь, мужчины не плачут!» «Такая большая девочка, и ноешь!» «Посмотри, все детки вокруг не плачут, а ты – плачешь!» «Что ты кричишь, как ненормальный?» «Нельзя так громко смеяться – это неприлично!» «Ну, опять ты со своими капризами!» «Сколько можно ныть? Я уже не могу это слышать!» «Не кричи, а то накажу!»

Ряд таких «воспитательных» высказываний можно продолжить. Всем нам они знакомы с детства, и, чего греха таить, иногда слетают и с наших уст. О чём говорят эти фразы? О том, что сильные и неконтролируемые эмоции ребёнка нас ПУГАЮТ И РАЗДРАЖАЮТ. Они требуют от нас повышенного внимания, повышенной выдержки, йоговского самообладания… Но мы, взрослые, мы ведь тоже люди! Порой и нам нужно выпустить пар, показать своё несогласие, сказать правду, в конце концов! Если поведение ребёнка нам не подходит, нужно сказать то, что мы думаем!

Ошибка такого подхода состоит, прежде всего, в том, что взрослый, который не умеет справиться со своими эмоциями, пытается управлять эмоциями другого – своего ребёнка. И «управление», в большинстве случаев, состоит в том, что:

1. Даётся негативная оценка эмоциональному проявлению ребёнка («Ты плохо себя ведёшь!»).

2. Даётся установка подавить свои эмоции («Прекрати сейчас же!»).

Так как же справиться со своим чувством беспомощности при виде хнычущего ребёнка? Как совладать с раздражением, когда наш воспитанник вызывающе ведёт себя в обществе? Как добиться послушания, когда ребёнок снова и снова («назло!») всё делает по-своему?

Для начала, давайте разберёмся, что же такое ЭМОЦИЯ.

Эмо́цият лат. emoveo — потрясаю, волную) — психофизиологический процесс внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям или поведению (Википедия).

Другими словами, эмоция – это всего лишь отклик нашего организма на нашу ОЦЕНКУ происходящего. А что такое ОЦЕНКА?

3. Мнение, суждение, высказанное о качествах кого-чего-н. (Толковый словарь русского языка Ушакова).

То есть, механизм возникновения любой эмоции таков:

Происходит событие.

Мозг получает сигнал.

Вследствие определённых УСТАНОВОК мозг даёт ОЦЕНКУ событию и обуславливает реакцию тела на происходящее.

Тело реагирует в соответствии с полученным сигналом мозга – некоторые мышцы сжимаются, изменяется положение позвоночника, руки жестикулируют определённым образом, голосовые связки издают звуки, отражающие определённое эмоциональное состояние.

Говоря проще, эмоцию у человека вызывает определённая МЫСЛЬ, вызванная нашим мозгом из глубин подсознания в ответ на ситуацию, которую мы только что пережили.

Почему дети плачут? Плач, как известно, выражает, в первую очередь, страх. Плач сигнализирует о страхе, а плачущий ребёнок взывает о помощи – он просит избавить его от страха.

Чего больше всего боятся дети? Оказывается, их пугает не только чувство дискомфорта, скажем, оттого, что они упали, порезались, ударились, лишились игрушки и так далее. Основной страх у ребёнка состоит в том, что ЧУВСТВО ДИСКОМФОРТА НИКОГДА НЕ ЗАКОНЧИТСЯ! Когда какое-либо чувство овладевает маленьким ребёнком, не умеющим пока себя успокаивать, малыш ощущает, что лишается контроля над ситуацией. Страх становится основной мыслью малыша. Некоторым буквально кажется, что они падают в бездну неизвестного. И, просясь на руки, малыши практически хотят вернуть себе чувство контроля над происходящим, снова обрести почву под ногами.

Почему дети кричат? Если дети сильно кричат, злятся, скорее всего, ими овладело чувство гнева. Гнев - это чувство внутреннего неприятия ситуации: ребёнок не готов к определённому ходу событий, либо не привык, что вопросы решаются таким путём, либо столкнулся с совершенно новой ситуацией, на которую не знает, как реагировать. Чувство гнева может также подпитываться чувством страха, вызванным предположением о том, что данное препятствие НИКОГДА НЕ УСТРАНИТСЯ.

Почему дети дерутся?

Если дети дерутся или решают свои проблемы путём насилия (отбирают игрушки, толкаются, пугают других), скорее всего, ими опять же, овладело чувство страха, что проблему НИКАК НЕ РЕШИТЬ, и они спешат, во что бы то ни стало, попасть в привычную для них ситуацию (играть игрушкой, которая им понравилась, играть в одиночестве - устранить соперника, прогнать соперника).

Что, в первую очередь, нужно усвоить родителям, которые хотят научиться справляться с эмоциями – как со своими, так и своего малыша?

Эмоции сменяют друг друга. Эмоции не вечны, они проходят. Эмоции похожи на облака, которые иногда укрывают небо. Это длится недолго – через какое-то время они улетучиваются. Если ребёнком овладела эмоция – это не навсегда, скоро ей на смену придёт другая. И мы можем помочь малышу успокоиться, показав своим примером, что любая проблема решается спокойно и мирным путём.

Нормальное состояние человека похоже на безоблачное небо. Когда сознание чисто, за эмоциями можно наблюдать, не позволяя им завладеть мыслями.

Проявление эмоций – это не преступление. Наша задача – принять эмоцию ребёнка, «побыть в ней», дождаться её пика и угасания, встретить следующую эмоцию.

Лучше всего дети переносят эмоциональные потрясения на руках у взрослых. Взрослый в этот момент буквально «держит в руках» ребёнка, помогая ему прийти в себя.

Шлёпать или наказывать ребёнка за проявление эмоций – это значит усиливать его страх и лишать чувства защищённости («Мама меня поддержит и защитит»).

Чтобы помочь ребёнку справиться со страхом, нужно самому быть бесстрастным. Наш голос должен быть спокойным (см. п.1), наши движения – медленными, наша уверенность в том, что всё на самом деле хорошо – твёрдой.

Чтобы помочь маленькому человечку осознать свои эмоции, нам нужно самим проводить такую же работу со своими собственными эмоциями и установками.

Как же мы, взрослые, можем поладить со своими эмоциями, порой так переполняющими нас?

Вот несколько вопросов, которые могут сфокусировать наше внимание на изменившемся состоянии:

Как я дышу?

Как я сейчас себя чувствую – хорошо, плохо?

Я счастлив или несчастен?

Мне приятно или неприятно?

Какое слово лучше всего описывает мои ощущения?

Что в моём теле – я чувствую напряжение, расслабление?

В каком месте сжались мои мускулы? Что это может значить?

Как я стою?

Что с моим голосом?

Что с моим лицом?

САМЫЕ ВРЕДНЫЕ «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ» УСТАНОВКИ У РОДИТЕЛЕЙ:

Мой ребёнок – самый лучший (чувство гордости).

Мой ребёнок хуже других (чувство неполноценности).

Бедный мой малыш! (чувство жалости)

Мой ребёнок - плакса (чувство брезгливости, стыда).

Я так мало внимания уделяю ребёнку! (чувство вины)

Вредность таких установок заключается в том, что в их основе – эмоции взрослого, а не желание бесстрастно оценить ситуацию и дать малышу именно то, в чём он нуждается в данный момент. Каждый момент всплеска эмоций, в принципе, можно рассмотреть с точки зрения алгоритма решения проблем:

«проблема – анализ причин и ситуации – выбор конструктивных средств – решение».

Для того чтобы научить малыша распознавать свои эмоции и эмоции окружающих, нужно в ситуации, когда ребёнок, скажем, навредил кому-то, говорить ему: «Посмотри, как обиделась Маша. Ей, наверное, сейчас очень грустно. Как ты думаешь, чтобы ты чувствовал (а) на её месте?»

И, конечно же, не стоит забывать о том, что дети копируют наше поведение, когда пытаются справиться с какой-либо проблемой. Если мы вскрикиваем или чертыхаемся при появлении какого-нибудь непредвиденного обстоятельства, наши дети перенимают нашу реакцию. Если мы кричим на детей, требуя немедленного послушания, дети тоже будут переходить на крик, если почувствуют, что ситуация выходит из-под их контроля.

«Эх, трудно быть Богом…» - невольно вырвется у нас, захлопотанных, озабоченных детскими болезнями, страхами и успехами. Но, послушаем великих:

«Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?»

- Л. Толстой