Психологическая стерильность
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Ушедший ХХ век принес с собой не только такие блага цивилизации, как памперсы и фаст-фуды, но и развитие полезной науки под названием ГИГИЕНА. Различные эпидемии и пандемии существуют теперь для нас только в неком мифологическом образе. И следуя феномену проекции, -- стремление к чистоте также находит свой отклик в мировосприятии людей. Развитие направлений психогигиены и экологической психологии -- прямое тому подтверждение.
Когда мой тоскливо блуждающий взгляд был прикован к новой рекламе чистящего средства, я внутренне поежилась. Видимо, со стилистикой у рекламистов была органическая несовместимость: перечитывая третий раз, я пыталась вникнуть во фразу, в которой во избежание многочисленных микробов рекомендовалось тщательно протирать поверхности и мыть руки оным средством (кстати, хлорсодержащим). После очередного прочтения до меня дошло, что заботливые рекламисты просто призывали мыть руки И дезинфицировать окружающие предметы. Но моя хорошая приятельница так и находится в заблуждении, что руки нужно дезинфицировать. И не только руки.
Стремление к стерильности является неприятным «побочным продуктом» нашей современности. И если в роддоме врачи стремятся поскорее отправить маму с младенцем домой, чтобы малыш привыкал к родной среде, то некоторый фанатизм стерильности начинает охватывать не только материальный мир.
У кого из нас не мелькала мысль, что мой малыш будет видеть только самое хорошее, никогда не узнает горя и печали, и в жизни не увидит ни родительского раздражения, ни конфликтов? Именно так я и считала, пока…
…Смущенная мама пришла на консультацию по поводу несамостоятельности своей пятнадцатилетней дочери -- она не может самостоятельно даже в школу пойти! Выяснилось, что в представлении мамы «мир жесток и ужасен, и свое родное дитя нужно защищать». Вопрос: «До какого возраста НУЖНО защищать?» изумил маму пониманием того, что беззащитность ее дочери результат ее кропотливого шестнадцатилетнего (включая беременность) труда…
Общая тенденция растить только одного ребенка, да еще рожденного после долгих раздумий и усилий, только усиливает феномен «психологической стерильности». Стремление жить в «хорошем» районе, общаться с некими «избранными» людьми, пристальное внимание к «контингенту», с которым придется общаться нашему малышу -- все это проявление психогигиены. Но, как с обычной гигиеной, можно перегнуть палку.
Продолжу сравнительный ряд. Постоянное кипячение посуды, белья и т.д. Мытье всего в зоне видимости с хлоркой 2 раза в день, общение даже здоровых взрослых с младенцем в маске, ограничение круга общения уже подрастающего малыша, чуть болезнь -- стерилизуем все антибиотиками…Такой (широко пропагандируемый на территории советских стран) подход знаком нам и на опыте личного детства, и от старшего поколения. Взгляд современной медицины изменился: излишняя стерильность предупреждает круг конкретных заболеваний, но не дает возможности иммунитету тренироваться, а в результате ослабляет его.
Конфликты «не при детях», «о плохом пусть узнает попозже», неприятная процедура -- обманем, ребенок плачет -- скорее успокоим, грустит -- срочно развеселим. Любая угроза некому идеальному комфортному состоянию вызывает внутреннюю панику (о ужас! некий психологический микроб угрожает моему малышу). И целый ряд предупредительных и профилактических действий с нашей стороны по отношению к ребенку.
На празднике в знак наступления Золотого ХVIII века символом был маленький мальчик, покрытый полностью золотой краской. К вечеру он умер от интоксикации.
Миф о золотом и безоблачном детстве и суровой взрослой жизни закрепляет стену непонимания между детьми и их родителями. И позволяет взрослым реализоваться в психологической стерильности в качестве компенсации за свои детские слезы. От подготовки квартиры к приезду младенца до ограждения уже повзрослевшего чада от семейных драм -- каждое из этих действий может быть проявлением психогигиены, а может преувеличением -- психологической стерильностью. Последствия можно наблюдать вокруг: родители, которые стремятся удовлетворить потребности ребенка еще ДО того, как они проявятся.
«Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка» -- такой стиль воспитания становится наиболее распространенным в наши дни. «Ты хочешь кушать? Пить? Спать? Игрушку?» Результат не заставит себя ждать -- отсутствие у детей осознания собственных потребностей, не говоря уже о волевой регуляции, контроле, желаниях и жизненных целях.
Психика человека так же, как иммунитет, требует тренировки: любви и доверия, огорчений и печали. Прежде, чем как-то реагировать на любое переживание ребенка, надо дать возможность ему просто БЫТЬ. Эта пауза даст многое: возможность проявиться и развиться чувству, поможет лучше понять своего малыша, и даже подскажет способы реагирования. Иногда СТРАХ отрицательных эмоций бывает более неприятным переживанием, чем сами эти эмоции. Чем больший круг переживаний охвачен и знаком малышу, тем больший репертуар поведения в различных ситуациях он освоит. Сущность психогигиены состоит именно в этом, а сущность психологической стерильности -- в ограничении ребенка от (как нам кажется) отрицательных переживаний, а на самом деле -- от эмоциональной жизни вообще. А без этого не сформируется восприимчивая к миру, творческая в своей жизни, зрелая личность.
Елена Голубева, магистр психологии.
Институт социальной и политической психологии,
лаборатория психологии политического выбора;
преподаватель Института театрального искусства
им.И.К.Карпенко-Карого: психология творчества,
психология управления.