1. Модель развития личности

Автор
1. Модель развития личности

Шеховцов Василий Семенович

Начиная с раннего детства, ребенок формирует свой образ мира, в котором он выступает центральной действующей фигурой. Вместе с тем, общество неустанно работает над тем, чтобы ребенок "раздвоил" свой образ мира на две части: ту, которой он будет пользоваться "для себя" (впоследствии ее назовут внутренним духовным миром - у кого-то богатым, у кого-то бедным), и ту, которая пригодна для общения с окружающими людьми. Общеизвестны команды, которыми взрослые пользуются для расчленения детского сознания на составляющие: "говори внятно, перестань витать в облаках", "делай как все, ты же среди людей живешь", "выбрось свои фантазии", "не неси чушь", "спустись на землю", "будь реалистом", "хватит разговаривать с нами на непонятном языке", "если ты об этом скажешь, тебя никто не поймет". В зависимости от силы общественного прессинга детское "Я" либо остается "жить" на "детской части территории сознания" (и тогда мы видим человека с развитой фантазией), либо переселяется "во взрослую пристройку" ( и тогда мы общаемся с рационалистом, имеющим свою трактовку логики).

По ходу развития ребенка происходят процессы "свертывания" целых видов деятельности в навыки, формируются автоматизмы, перемещаются в подсознание целые куски опыта. Во время этого естественного процесса в памяти накапливается и "эмоциональный мусор".

Представьте себе ситуацию, когда 3-х летний ребенок выходил во двор гулять на 2-3 часа, осваивал часть территории, получал там массу впечатлений - интересных и неприятных. А потом ходил туда в возрасте 4,5,6,7 и т.д. лет. И с каждым годом времени на "освоение" пространства двора требовалось все меньше и меньше. А в 17 лет это время сводится к 2-3 секундам, необходимым для того, чтобы окинуть все взглядом и оценить обстановку. Но за эти 3 секунды человек в свернутом виде переживает опыт проникновения в каждый видимый уголок пространства. И если хотя бы в одном из этих уголков он когда-то ранее испытывал беспомощность, страх или унижение, он за эти мгновения почувствует подсознательную тревогу, интенсивность которой зависит от величины пережитой травмы. Если количество "эмоционального мусора" превышает допустимую норму, человек постоянно в сходных ситуациях испытывает чувство тревоги.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ: В раннем детстве, когда опыт человека еще невелик, влияние запугивания и угроз особенно сильно, ведь ребенок не может в полной мере оценить вероятность их осуществления. Поэтому внимательно следите за симптомами чрезмерного проявления страхов у детей: (сердцебиение, потливость, дрожь, покраснение, приливы жара или холода, неприятные ощущения в области желудка, жалобы на ощущение чьего-то присутствия или тревожные сны и т.п.). Любой из них может послужить достаточным поводом для обращения к психологу или психотерапевту.