Детские страхи от 3 до 7 лет
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Данная статья посвящена страхам, одолевающим малышей в возрасте от 3 до 7 лет. Напомним, что страх является одной из базовых эмоций, данных нам природой. Причем данных не в наказание, не по ошибке, а в помощь. Ведь страх выполняет очень важную функцию: служит для предостережения от опасностей, выполняя задачу самосохранения.
Без страха человек обречен на гибель. Поэтому явление наличие страха как такового является скорее подтверждением нормальности развития малыша, чем отклонений или проблем. И описанные ниже страхи являются свойственными малышам этого возраста. Причем возраст 6-7 лет – это возраст наибольшей подверженности страхам, так как в этот момент возрастает понимание опасности. Однако при соответствующей помощи родителей ребенок достаточно быстро справляется с возникшим страхом, преодолевает его, и тем самым становиться чуточку сильнее, увереннее и взрослее.
Страхи, типичные для данного возраста:
Высоты. Данный страх становиться актуальным, так как малыши проявляют большую двигательную активность в этом возрасте, а это приводит к активации природных механизмов защиты, связанных с безопасным положением тела в пространстве. Этим же можно объяснить и наличие у некоторых малышей страха глубины.
Затем идет ряд страхов, связанных с медицинскими манипуляциями. Это может быть страх крови, врачей, медсестер, уколов, боли как таковой. Для того чтобы минимизировать этот страх, еще раз сделаем акцент: желательно, чтобы все лечебные процедуры проводила не мать, а другой человек, в то время как мама могла бы успокоить, приласкать и поддержать после болезненных манипуляций. Ну и, разумеется, по возможности не проводить лишних процедур без крайней необходимости. Страх одиночества. Страх громких и неожиданных звуков, темноты, замкнутого пространства. В случае наличия кошмарных снов может проявляться страх перед засыпанием. К 6-7 годам появляется страх смерти или страх смерти родителей. Он является связующим многим других страхов. Также становится выраженным страх животных. Начинает формироваться страх огня, войны и пр. Это связано с пониманием, осознанием того, что такое опасность.Итак, данные страхи являются обычными для данного возраста и имеют тенденцию проходить, если есть поддержка и понимание со стороны родителей. В том случае, если у Вашего малыша есть какой-то другой страх, не вошедший в группу перечисленных, либо обозначенные выше страхи являются устойчивыми, не проходят после Ваших усилий, а только усугубляются, стоит обращаться к детскому психологу.
Теперь давайте разберем, что стоит и чего не стоит делать, что лишь усугубит страх, а не поможет его перебороть:
Не стоит:
- Не обращать внимания на страх, игнорировать его
- Смеяться над малышом, над его переживаниями
- Уверять, что нет ничего страшного. Для малыша страх – реальный. Все Ваши убеждения его в обратном лишь отдалят Вас друг от друга, спровоцировав недоверие к Вам
- Наказывать
- Стыдить, взывая к возрасту.
Все это выстроить барьер между Вами, лишь усугубив имеющуюся проблему.
Стоит:
В данном возрасте появляется уже больший арсенал средств по борьбе со страхами:
- Уже описанный в прошлой статье метод сказкотерапии.
- Арт-терапия - рисование. Задача: нарисовать то, чего малыш боится. Пусть он рисует, а Вы ему помогаете. Либо наоборот: Вы рисуете, а малыш закрашивает, добавляет и дорисовывает, если он еще маленький и ему сложно рисовать самому. Затем полученный рисунок можно уничтожить или изменить, сделав смешным, веселым, добрым. Также его можно стереть, пояснив, что этим Вы стираете его не только с бумаги, но еще из жизни.
- Арт-терапия – лепка. Для этого Вам понадобится любой материал, из которого можно лепить: глина, тесто, пластилин. Вы можете лепить страхи или переживания. Главный принцип, который здесь работает, такой же, как и в рисовании. Сначала создаете образ проблемы, потом трансформируете его во что-то более мирное или веселое.
- Для страхов темноты, замкнутого пространства, одиночества, а также страхов удариться, упасть, покалечиться, хорошо использовать подвижные игры: жмурки, прятки, пятнашки. Это позволяет в игровой форме малышу соприкоснуться с пугающим (в прятках – малыш один, в жмурках – темно и пр). Таким образом, пугающий аспект наделяется позитивными эмоциями, смехом, и эмоция страха замещается радостью.
- Ролевые игры. Для этого нужно, чтобы малыш играл какие-то роли, которые бы делали его сильнее (отважных, смелых героев, зачастую помогающих другим справляться со страхами).
Что еще нужно, чтобы Ваша помощь оказалась эффективной?
- Ваше открытое участие и поддержка. Необходим телесный контакт, чтобы вы почаще обнимали малыша, гладили.
- Специально выбранное время. Необходимо, чтобы Вы не были ограничены во времени, и у малыша была возможность заниматься столько, сколько потребуется. Начинать занятие с условием, что Вам через полчаса нужно будет кушать или спать, не стоит.
- Подготовленное пространство. Необходимо, чтобы место для работы было специально подготовлено. Если это рисование, то пол застелен клеенкой, малыш одет в одежду, которую не жалко пачкать, а все ценные предметы спрятаны подальше.
- Ваша вера в то, что все это поможет Вам с крошкой справиться с трудностями. Сами малыши в это верят, и это действительно работает. Стоит поучиться этому у Ваших детей.
Селиванова Дарья Александровна