Детские страхи от 0 до 3 лет
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Детские страхи – вещь таинственная, пугающая родителей порой даже больше, чем самих малышей. Тревожные родители зачастую оберегают своих крошек от любых пугающий явлений, стараются минимизировать все возможные ситуации, способные вызвать дискомфорт. С одной стороны, это совершенно правильно – задача родителей оберегать своих детей от возможных опасностей, которые грозят малышу какими-то серьезными проблемами. Но с другой, родители не должны лишать ребенка радости жизни, убирая все интересное, но способное вызвать неудобство или легкое напряжение; запрещая все, что может хоть как-то напугать малыша, но преподать ему полезный урок. И малыш помещается в «стерильное пространство», где можно только то, что уж гарантировано, не принесет никакого вреда. И живет такой карапуз, как не парадоксально, в вечном поле страха. Поле страха своих родителей за его благополучие. Таким образом, то, что могло помочь малышу развиваться, учиться, преодолевать трудности просто исключается из-за страха «ужасных, неблагоприятных последствий».
На мой взгляд, самым верным в борьбе со страхами является не попытка исключить все вокруг малыша, что может его каким-то образом напугать, а учить его справляться с теми трудностями, которые у него возникают, позволять набивать собственные шишки и помогать их правильно и гармонично залечивать. Разумеется, речь идет только о том, что не представляет реальной угрозы его здоровью, как физическому, так и психологическому. Но таких ситуаций гораздо меньше, чем привыкли думать «обычные» родители.
В данной статье мы рассмотрим, какие страхи свойственны самым юным крохам, возраста от рождения и до 3-х лет. Постараемся понять: какие страхи являются обоснованными, какие – естественными для данного возраста, с чем они могут быть связаны и что с ними делать.
В возрасте до 6 месяцев можно наблюдать реакции беспокойства в ответ на громкий звук, резкое изменение положения тела, потерю равновесия, а также приближение большого предмета. Однако это рефлекторные страхи, инстинктивные. А вот после 6 месяцев проявление этих страхов уже начинает зависеть от реакции матери. Если мать спокойно реагирует на происходящее, то и малыш не пугается. А если мама беспокоиться, то тревога передается и ребенку. Вообще в возрасте до 3-х лет дети крайне зависимы от эмоционального состояния мамы. Да и страхи значительно чаще встречаются у тех деток, чьи мамы сами преисполнены страхов и тревог. Кроме того, свойственен страх чужих, посторонних. Он то обостряется, то затихает.
Также один из самых сильных страхов этого периода – страх потери матери. Он выражается в сильной привязанности к матери, невозможности долго находиться без ее присутствия. В том случае, если этот страх не был гармонично пережит, он может сохраняться на протяжении всей жизни, трансформируясь в дальнейшем в страх одиночества и эмоциональной зависимости от близких людей.
Так как какая-либо коррекционная работа в этом возрасте невозможна, то в случае приступа страха необходимо: 1. Максимально успокоиться маме, чтобы ребенок почувствовал это спокойствие. 2. Разговаривать с крошкой спокойным и ласковым голосом. 3.Чаще гладить, прижимать малыша, чтобы был тесный телесный контакт. Это на бессознательном уровне действует как успокоение.
Теперь рассмотрим основные страхи возраста от 1 года до 3 лет:
- Страх медицинских работников, уколов, и пр. Для того чтобы минимизировать этот страх, желательно, чтобы все лечебные процедуры проводила не мать, а другой человек, в то время как мама могла бы успокоить, приласкать и поддержать после болезненных манипуляций. Ну и, разумеется, по возможности не проводить лишних процедур без крайней необходимости.
- Страх громких и неожиданных звуков, темноты, замкнутого пространства.
- В случае наличия кошмарных снов может проявляться страх перед засыпанием.
- Страх одиночества и невозможности долго оставаться одному, также свойственен этому возрасту и говорит обо все еще очень сильной эмоциональной привязанности к маме.
- К двум годам появляется страх наказания, так как малыши становятся все более самостоятельными, и появляется все большее количество «нельзя».
- Страх сказочных персонажей. Собирательным образом является сказочный волк, которого боятся многие детки этого возраста. Под ним может скрываться: страх внезапного и непредсказуемого воздействия; боли; страх перед наказанием отца, если тот чрезмерно строгий и угрожает физическим наказанием или же часто наказывает. Этот же страх может встречаться у деток, которые лишены контакта с отцом, который мог бы защитить их от нападения волка.
- Страх Баба-Яги может уже начать проявляться (хотя он более характерен для деток от 3-х лет и старше) и символизирует страх перед матерью. Он может присутствовать в тех случаях, когда мать склонна к строгости, к сдерживанию ласковых и нежных чувств, к физическому наказанию.
Большинство из указанных выше страхов являются обычными для данного возраста и имеют тенденцию проходить, если есть поддержка и понимание со стороны родителей. В том случае, если у Вашего малыша есть какой-то другой страх, не вошедший в группу перечисленных, либо обозначенные выше страхи являются устойчивыми, не проходят после Ваших усилий, а только усугубляются, стоит обращаться к детскому психологу.
Теперь давайте разберем, что стоит и чего не стоит делать, что лишь усугубит страх, а не поможет его перебороть:
Не:
- Не обращать внимания на страх, игнорировать его
- Смеяться над малышом, над его переживаниями
- Уверять, что нет ничего страшного. Для малыша страх – реальный. Все Ваши убеждения его в обратном лишь отдалят Вас друг от друга, спровоцировав недоверие к Вам
- Наказывать
- Стыдить, взывая к возрасту.
Все это выстроить барьер между Вами, лишь усугубив имеющуюся проблему.
Стоит:
В данном возрасте наиболее эффективной является сказкотерапия. Принципы, по которым строится коррекционная сказка, следующие:
- Сюжет отражает проблемную ситуацию либо какой-то конкретный страх.
- Главный герой - такого же возраста, внешности и характера как Ваш малыш. Описываете детально, чтобы было сходство, и малыш мог себя с этим героем сопоставить. Имя лучше придумать также созвучное.
- В ходе сказки встречается какая-то проблема, трудности, которые герой преодолевает. Они обязательно должны быть.
- Всегда должен быть удачный конец. Либо герой победил кого-то, либо спас кого-то. Или же ситуация оказалась не страшной, или перестала быть страшной. То есть через преодоление трудностей случается что-то хорошее.
- Язык и сюжет должен быть в соответствии с возрастом.
- Обязательно рассказывать сказку, когда у малыша спокойное состояние. То есть не в момент испуга, а когда Вы мирно играете.
- Лучше всего сочинить несколько сказок, с различными вариациями проблемы. То есть события должны быть разные, но проблема, вокруг которых они проигрываются - одна и та же.
Также не стоит забывать о рекомендациях для годовалых малышей. А именно: необходим эмоциональный и телесный контакт с родителями. Спокойный и ласковый голос. Ведь спокойствие родителей и их уверенность, что малыш справиться со всеми трудностями действует лучше всякой специальной терапии.
С 3-х летнего возраста уже можно пробовать играть в корректирующие игры. О них мы поговорим в следующей статье, посвященной следующему возрастному периоду.
Селиванова Дарья Александровна