Психология младенца, или Четвертый триместр беременности

Автор
Психология младенца, или Четвертый триместр беременности

Еще пару десятков лет назад психологи не проявляли особого интереса к первому году жизни человека (о внутриутробном периоде речь вообще не шла), а уж мысль о том, чтобы считать первые месяцы значимыми, могла показаться вовсе абсурдной.

Современными же учеными доказано, что даже у малыша, который только готовится к появлению на свет, функционируют все органы чувств, а его мозг, начиная со второй половины беременности, не только воспринимает стимулы, но и активно на них реагирует. Его “мысли” — это вовсе и не мысли в нашем понимании, а лишь довольно размытые образы-ощущения. Однако к моменту появления на свет он, наверняка, успевает усвоить, что мир — это замкнутое и довольно-таки тесное пространство, в котором температура и влажность всегда одинаковы, где не бывает чувства голода, где звуки приглушены, тактильные ощущения — мягки...

И вот он рождается. И все меняется. Джудит Виорст, написавшая известную книгу “Необходимые утраты”, отмечала, что жизнь каждого человека начинается с утраты — безвозвратной потери привычного для него мира. В наши дни уже никого, наверное, не удивить высказываниями о том, что роды — это стресс ребенка. Но ситуация гораздо драматичнее, чем может показаться на первый взгляд, поскольку даже доношенный новорожденный на самом деле не готов родиться.

Изгнание из рая

Биологи установили, что человеческое дитя появляется на свет гораздо более незрелым, чем следовало бы, и что “укорочение” внутриутробного периода развития произошло благодаря объективным причинам: увеличению объема головного мозга человека (и, соответственно, размера головы), а также изменению строения женского таза в процессе эволюции. Одним словом, если бы младенец дозревал в матке до положенного срока, он просто не смог бы появиться на свет!

Кстати, отвлекитесь и проделайте маленький мысленный опыт: представьте себе младенца! Получилось? У большинства людей возникает образ улыбающегося розовощекого карапузика в возрасте примерно трех месяцев, но отнюдь не новорожденного. Вот вам еще одно доказательство того, что роды у представителей рода человеческого происходят явно преждевременно.

Большинство ученых-биологов сходятся во мнении, что продолжительность беременности у человека должна была бы составлять двенадцать месяцев, и что истинное рождение homo sapiens знаменует комплекс оживления — появление бурной эмоциональной реакции (с активными движениями ручками-ножками, улыбками, гулением) на близких людей, в первую очередь, на маму — к концу третьего месяца жизни.

Итак, отделившись от мамы физически, кроха совершенно не готов к автономному существованию. В течение трех месяцев после появления на свет его психика “запрограммирована” исключительно на восприятие ситуации “я сижу внутри мамы”. Итак, с одной стороны — условия, в которые попадает среднестатистический новорожденный, а с другой — его потребность “продолжать жить в матке”. Теперь вам должно быть понятно, почему главной задачей психического развития крохи в первые три месяца жизни является восстановление целостности с мамой, или, как говорят психологи — создание диадических отношений. Воссоздав это единство, ребенок будет готов начать движение в обратном направлении — к отделению от мамы, к “построению” образа Я, к самостоятельности, о чем мы поговорим в следующих выпусках журнала.

Пятишаговая методика доктора Карпа

Известный американский исследователь, автор термина “четвертый триместр беременности”, доктор медицины Харвей Карп утверждает, что самое большое испытание для новорожденного, это избыток стимулов — зрительных, слуховых, тактильных. Чтобы облегчить малышу этот непростой период и помочь завершить “психологическое рождение”, Карп предлагает методику, состоящую из пяти шагов:

Пеленание. Господствовавшая в течение долгого времени идея “тугого” пеленания грудничков завершилась бурным переходом в свою противоположность: пеленание было объявлено “вредным”, “опасным”, “угнетающим чувство свободы” и награждено еще массой неприятных определений. На рынках и в магазинах появились ползунки и кофточки размера “56” — неведомого еще десяток лет назад. Не пеленать стало в некотором смысле модно. Но вся эта история с пеленанием — яркий показатель того, настолько экстремальными могут оказаться крайности и как важно придерживаться золотой середины. Новорожденному и малышу первых месяцев жизни необходима имитация стенок матки, иллюзия замкнутого пространства, некоторое ограничение пока еще непроизвольных, хаотичных движений ручек и ножек. Все это может обеспечить мягкое, свободное пеленание, как минимум, на время сна.

Положения тела ребенка на боку или на животе, но не на спине (во время бодрствования). Помимо благотворного влияния на пищеварение, они “напоминают” крохе его внутриутробную позицию: свернувшись клубочком. “Стандартное” же положение на спине усиливает не только ощущение дискомфорта в животике (вспомните, как вам хочется лежать, если болит живот: вытянувшись пластом на спине или свернувшись на боку?), но и тревогу малыша, его страх перед поистине огромным для него пространством комнаты. Совет: попробуйте успокоить плачущего кроху, поносив его, держа в вертикальном положении (“столбиком”), а не в более привычном горизонтальном.

Шипящие звуки.

Укачивание. Каждое движение беременной женщины, каждый поворот ее тела вызывают мерное покачивание плода. Это знакомое и успокаивающее ощущение для новорожденного, но сразу после появления на свет оно исчезает. Оставаясь долгое время в неподвижном положении (ведь сам малыш еще не может управлять своим телом), малютка начинает беспокоиться. Поэтому почаще носите его на руках, или в лоскутном держателе слинге (не путайте с “рюкзачком!”), который позволяет маме заниматься всеми повседневными делами в малышом под сердцем — вот уж действительно удобное приспособление для “донашивания” крохи! Кстати, всем известно, что один из способов быстро успокоить грудничка — проехаться с ним в коляске или автомобиле, когда действует все то же укачивание.

Сосание. Это самое важное занятие любого грудничка оказывает успокаивающий эффект на нервную систему. Харвей Карп советует использовать пустышку, другие специалисты категорически возражают против “искусственного заменителя” маминой груди. В любом случае, малютке первых месяцев не повредит сосание пальчика - ведь это его любимое развлечение примерно с 20-й недели внутриутробного развития.

Д-р Карп пишет, что он всего лишь заново открыл давние секреты ухода за младенцами, выработавшиеся и действовавшие на протяжении многих столетий в разных культурах, но обесцененные и забытые в индустриализированном обществе.

Четвертый триместр у мамы

Кстати, мать также переживает некое подобие четвертого триместра беременности. Хотя “интересное положение” заканчивается в один день, психика продолжает некоторое время функционировать по беременному “сценарию”: сохраняются те самые эмоциональная изменчивость, повышенная ранимость, некоторая нелогичность мышления, а также... ощущение себя и ребенка одним целым, как это было на протяжении долгих девяти месяцев! Так природа позаботилась о том, чтобы дать прекрасные стартовые условия развитию диадических отношений между мамой и малышом; именно мама способна почувствовать кроху как никто другой. У них есть все, чтобы на первые три месяца вновь стать единым целым. Самое главное - им в этом не мешать чрезмерными советами и давлением, толпами советчиков и помощников. Сразу оговорюсь: помощь молодой маме, безусловно, нужна, но пусть она выражается в кастрюле сваренного борща, убранной квартире, выстиранном и выглаженном белье, походе за покупками. Ненормальна ситуация, когда все эти хозяйственные хлопоты ложатся на плечи женщины, едва оправившейся после родов, в то время как родственники активно “помогают” ей, не позволяя даже подойти к малышу.

Лечение любовью

Как быть, если у вашего малыша “четвертый триместр беременности” был не таким, как описано в этой статье? Во-первых, не позволить себе огорчиться и зациклиться на этом. Мы не раз говорили о том, что воспитание ребенка нельзя сводить к воздействию отдельных факторов — важно все в комплексе.

Если никаких негативных последствий, скажем, сна в отдельной комнате с рождения, вы не видите, если малыш растет здоровым и веселым — все хорошо. Но, заметив сложности, которые можно связать с нарушением хода “четвертого триместра”, например, “цепляние” за маму, страх отойти от нее даже на минутку, повышенная тревожность крохи, — в ваших силах помочь ему. Во-первых, на некоторое время забудьте о своих воспитательных амбициях и подарите малышу то, в чем он так нуждается — ощущение “мама всегда со мной”. Почаще берите его на руки, целуйте, обнимайте. Попробуйте забыть все свои претензии к нему (несамостоятельный, нытик, и проч.) и подарить действительно безусловную любовь. Научитесь активному слушанию ребенка и эмоциональному присутствию с ним (быть в “здесь и сейчас”). Во многих случаях, такой коррекции бывает достаточно, чтобы малыш, вдоволь “накупавшись” в желаемом ощущении, стал более уверенным и самостоятельным. Упущенный этап развития восполняется, и ребенок выходит на новую ступень своего развития. Но иногда необходима консультация детского психолога.

Психолог Т. Болотова в книге “Как помочь себе и своему ребенку” предлагает такую методику: “Если ваш ребенок уже достаточно подрос (по крайней мере, ему уже больше двух лет), вы можете попробовать «прожить» с ним момент его рождения еще раз. То есть “поднять” родовое воспоминание из глубин его подсознания для повторного, теперь уже осознанного, переживания, и внести в него свои родительские коррективы. Как это делается? Подойдите тихо к своему ребенку, неожиданно обхватите его сзади, произнеся при этом твердо: “Моё!” И следите за его реакцией. Испугался ли он вас? Это показатель того, насколько он доверяет вам и окружающему миру. Пытается ли он сам выбраться из этой ситуации “захвата” или предпочитает подождать окончания игры? Если он выберет последнее, стимулируйте его к поиску свободы, заставьте его желать избавления от ваших объятий (например, каким-то сюрпризом в соседней комнате). Разозлите его борьбой, пусть он выплеснет из своего подсознания родовую память, освободится от своих зажимов и от своей младенческой обиды на вас, вспомнит все и вновь забудет, но уже успокоенный вашей любовью и заботой, простыми, все объясняющими словами: “Вот так ты появился на свет”.

С точки зрения биологии

Как известно, бывают детеныши зрелорождающиеся — способные сразу после появления на свет бежать за мамой и добывать себе пищу (кстати, новорожденные ягнята и козлята могут, не утомляясь, бегать до двух часов подряд!), и незрелорождающиеся — неспособные к самостоятельному существованию и нуждающиеся в длительной опеке со стороны матери.

Однако эта классификация не полна. Например, в нее не вписываются живущие на деревьях обезьяны. Их детеныши не настолько беспомощны, чтобы оставаться в гнезде, но и не способны следовать самостоятельно за матерью. Это другой биологический вид млекопитающих, когда детенышей носит мать, а они цепляются за ее шерсть. Исследователь-зоолог Б. Хассенштейн называет их "несенышами". И человеческого младенца, скорее всего, можно назвать "несенышем". Это подтверждает рефлекс Робинсона: новорожденный человечек бессознательно сжимает пальцы ладоней, если в них что-нибудь вложить, и захват бывает настолько крепким, что малыша, ухватившегося за пальцы взрослого, вполне можно поднять в воздух. Итак, младенцу природой предначертано “донашиваться” на руках у матери. Это подтверждает и другая исследовательница Жак Ледлофф, автор книги “Как вырастить ребенка счастливым” (кстати, рекомендую ее всем, кого интересует психология воспитания грудничка). “Ребенку нужно постоянно быть с матерью, чувствовать ее тепло, слышать стук ее сердца, иметь возможность приложиться к ее груди, как только он почувствует голод. Только на руках у матери ребенок чувствует себя полностью защищенным и, двигаясь вместе с матерью, получает разнообразные впечатления, необходимые ему для правильного развития.” — пишет Ж. Ледлофф.

Кстати, у тех детенышей животных, которые рождаются зрелыми, соотношение массы головного мозга к массе тела примерно такое, как у человеческого годовалого ребенка. Именно в этом возрасте он появлялся бы на свет в том фантастическом случае, если бы ему предстояло рождаться зрелым.

Состояния младенца

Известный голландский врач Хайнц Прехтель выделил пять состояний новорожденного ребенка.

1. Глубокий сон. Ребенок неподвижен, его глаза закрыты, дышит ровно, не реагирует на свет и шум.

2. Фаза “активного” сна. Глаза у ребенка закрыты, но он производит какие-то движения. Специалисты называют это состояние "активным сном". Ребенок тянется, сучит ножками, гримасничает. Такой сон может легко прерываться какими-то внешними раздражителями.

З. Фаза активного бодрствования. Ребенок прислушивается к звукам, наблюдает, широко раскрыв глаза, за происходящим вокруг.

4. Фаза пассивного бодрствования. Новорожденный не спит, но он почти неподвижен и кажется, что он “медитирует”, постигая смысл происходящего вокруг, но при этом безучастен. Если попытаться его отвлечь в такие “созерцательные” моменты — он обычно раздражается и начинает плакать.

5. Плач. Это основной и самый мощный сигнал, посылаемый ребенком. Кроха плачет, испытывая голод и дискомфорт (слишком жарко, холодно, неудобное положение, мокрые пеленки, слишком яркий свет). Но больше всего пугает родителей плач по непонятной причине. Вышеупомянутый д-р Карп считает, что предложенная им пятишаговая методика позволяет свести время “непонятного” плача на нет.

Елена ЧЕРНЕНКО, пренатальный психолог

Журнал "Мир семьи" октябрь 2005 года