Питание и лечение детей с измененным аппетитом

Автор

Сапа Ирина Юрьевна

Изменение аппетита у детей требует проведения целого комплекса мероприятий. Проводятся они по рекомендации педиатра и других специалистов, если у малыша выявлены те или иные патологические состояния.

Основные этапы устранения изменений аппетита у детей:

  • Лечение основного заболевания. Во время выздоровления после болезни аппетит постепенно восстанавливается. Не следует насильно кормить ребенка в этот период, так как это может в последующем привести к отвращению к еде.

  • Диета. Разрабатывается с учетом массы тела ребенка. При снижении массы тела расчет в количестве белков, жиров и углеводов, калорий проводится по верхней границе рекомендуемых возрастных норм. При избыточной массе тела ребенка, такие расчеты проводят, ориентируясь на нижние границы показателей.

  • Психотерапия. Необходима при психогенных причинах отказа ребенка от еды или повышенной потребности в еде. Упорное сохранение нервной анорексии или нервной булимии требует консультации психиатра.

  • Немедикаментозные методы. Широко применяется фитотерапия, гомеопатия, рефлексотерапия.

  • Витамины. Назначает врач с учетом признаков гиповитаминоза и возраста ребенка.

  • Физические упражнения. Необходимы для повышения общего тонуса организма, нормализации развития костной и мышечного системы. Обязательны для детей с ожирением.

Лечение изменений аппетита у детей требует времени и огромного терпения родителей!

При кормлении детей необходимо соблюдать такие основные правила:

  • не заставлять малыша есть;
  • создать условия, при которых ребенок сам попросит еду;
  • не обсуждать при ребенке его аппетит;
  • учитывать особенности вкуса малыша;
  • менять компоненты блюд с учетом желания ребенка;
  • постараться заменить продукты, от которых ребенок отказывается, на другие, близкие по качественному составу и калорийности;
  • избегать однообразия меню. Основные блюда должны повторять 1-2 раза в неделю.
  • при плохом аппетите давать малышу очень маленькие порции блюд, стимулируя просьбу ребенка добавить ему еще еды;
  • не заставлять ребенка есть то, от чего он отказался накануне,
  • с едой не должно быть связано никаких неприятных ассоциаций;
  • не допускать “перекусы” в промежутках между едой, особенно питье сладких напитков;
  • вводить новые блюда постепенно, без нажима и по желанию ребенка;
  • приучить ребенка есть самостоятельно с двух лет;
  • не применять никаких сказок и подкупов во время кормления малыша;
  • стараться придать блюдам аппетитный вид, использовать красивую посуду (при снижении аппетита рекомендуется посуда оранжево-красных цветов);
  • приступать к еде только при спокойном состоянии ребенка, дав ему время отдохнуть от подвижных игр;
  • учитывать изменение аппетита ребенка в течение суток – некоторые дети имеют лучший аппетит утром, а другие – днем или вечером;
  • при избыточном весе ребенка согласовывать диету с врачом, ограничивать высококалорийные десерты.

Основные компоненты рациона детей:

  • молоко. Содержит почти все питательные вещества, необходимые растущему организму. Вместо простого молока можно давать ребенку молочные каши, пудинги, творожные запеканки. На молоке вместо воды можно готовить крупяные супы, добавлять его в картофельное пюре и многие другие блюда. В настоящее время выпускается и ароматизированное молоко с различными добавками. Употреблять его можно детям старше 2-3-х лет с учетом индивидуальной переносимости. Полноценной заменой цельного молока являются молочнокислые продукты, твердые сорта сыра, творог. Масло сливочное вводят в блюда ребенку с 5-ти месяцев (1-3 грамма). Количество масла увеличивают постепенно, так как необходимо время для адаптации организма к жирам.

  • Овощи. Вводятся в рацион ребенка с 5-ти месяцев. До года малыш должен перейти от протертой пищи к размятой вилкой или в виде кусочков. Детям старше года можно постепенно вводить в рацион капусту (в том числе цветную), репу, пастернак. Кукурузу в зернах рекомендуется давать детям старше 2-х лет. Если ребенок отказывается есть овощи, можно готовить овощные супы. В том случае, если малыш вообще не желает употреблять овощи, их можно заменить фруктами, а попробовать вернуться к овощам через 2-4 недели. Детям с избыточным весом картофель дают только в салатах.

  • Фрукты. Фруктовый сок (5-20 мл) и фруктовое пюре (5 грамм) начинают давать детям с 4-х месячного возраста. Употребление фруктов проводится под контролем переносимости их ребенком.

  • Каши. Вводятся с 6–ти месяцев. К году малыш обычно ест уже различные каши: овсяную, пшеничную, гречневую, рисовую. Иногда дети предпочитают или очень жидкую, или более твердую пищу. Поэтому они часто отказываются есть каши вязкой консистенции. Вместо каши ребенку старше года можно дать хлеб, булочку из муки грубого помола, ржаной или овсяной муки. Детям постарше можно готовить бутерброды с самыми разнообразными продуктами: сырыми или отварными овощами, рыбой, птицей, мясом, сыром. Майонез можно употреблять детям после 3-4-х лет. При ожирении исключают манную кашу, гречневую и пшенную каши дают не более 1-2 раз в неделю.

  • Мясо, рыба, яйца. Мясо вводят детям в питание с 7-ми месяцев, желток яйца – с 6-ти. Большинство детей к году едят провернутое через мясорубку мясо. Некоторые малыши не могут справиться с кусочками мяса, поэтому им предпочтительнее мелко его нарезать. Рыбу можно давать ребенку уже к годовалому возрасту. Если малыш предпочитают рыбу и отказывается от мяса, то это полноценная замена мяса и не следует настаивать на том. Чтобы ребенок обязательно ел мясные блюда. Яйца дают детям старше года в самых различных блюдах и сваренную вкрутую или “в мешочке”. При отказе малыша от рыбы и мяса, можно чаще давать яйцо. Но обязательно следует учитывать, как ребенок его переносит.

Продукты, употребление которых следует ограничивать:

  • пирожные (особенно с кремом), пироги, торты, печенье;
  • сладости;
  • конфеты, фруктовая вода, мороженое;
  • кофе, крепкий черный чай.

Примерное меню ребенка старше года:

Завтрак:

  1. фрукты или фруктовый сок;
  2. каша;
  3. яйцо;
  4. молоко.

Обед (или ужин):

  1. мясо, рыба или птица;
  2. 2) овощи (в сыром или отварном виде);
  3. 3) картофель;
  4. 4) сырые фрукты (реже - пудинг);
  5. 5) молоко.

Полдник:

  1. сок или компот;
  2. булочка или овсяное печенье.

Ужин (или обед):

  1. каша или бутерброд, или картофель, или суп с крекерами, гренками, макаронами и т.п.;
  2. овощи или фрукты в сыром или вареном виде;
  3. молоко.

Фрукты или соки между кормлениями, если необходимо. Хлеб – к каждой еде по желанию. Полным детям желательно употреблять белковый или отрубной хлеб.

Фитотерапия: при снижении аппетита рекомендуется употребление так называемых горечей. Это растения, имеющие горький вкус и повышающие аппетит за счет раздражения рецепторов языка, усиления выработки пищеварительных соков. Такими свойствами обладает полынь, тысячелистник, календула, корень одуванчика. Стимулируют аппетит аир, тмин, василек. Ребенку достаточно, чтобы в сбор трав входила только одна горечь (например, полынь или одуванчик). Принимают горечи за 20-30 минут до еды. Можно подсластить настой трав. Состав сбора необходимо согласовывать с врачом, чтобы учесть все особенности состояния здоровья ребенка. Детям до 10-12 лет с повышенной эмоциональной возбудимостью не рекомендуется употребление спиртовых настоек. В аптеках можно приобрести уже готовые сборы, которые называются “Аппетитный чай”. Обычно в их состав входят полынь и тысячелистник.

При повышенной массе тела ребенка рекомендуются сборы с крушиной, солодкой, липой, шиповником, душицей, спорышем и др.

Гомеопатические средства назначаются врачом-гомеопатом с учетом состояния малыша. При пониженном аппетите чаще используют Цину, препараты магния, Колхикум, Танацетум и др. средства. Ожирение и избыточный аппетит требуют назначения препаратов Фукус, Графит, Аммониум карбоникум, Бром, Антимониум крудум, Кальциум карбоникум, Бариум карбоникум. В гомеопатических аптеках Украины можно приобрести и готовые гомеопатические комплексы “Пониженный аппетит”, “Элегантин”, “Вес-норма”.

Психогенные расстройства аппетита поддаются коррекции психологом. Целесообразно обращаться к детскому психологу всей семьей для более точного выявления причин нарушения аппетита и проведения занятий по их устранению.