Такой маленький, а уже айтишник: где вашего школьника научат программировать

Автор

Ваш школьник мечтает работать в IT? Он может попробовать себя в профессии, даже не дожидаясь выпуска из школы. Ассоциация «ИТ Украины» уже четвертый год на летних каникулах бесплатно обучает подростков программировать.

Как проходит Летняя школа программирования «CODE Summer: First step in IT», и что полезного она дает школьникам, UaUa.info рассказала операционный директор Ассоциации Галина Лакуста.

Галина Лакуста

операционный директор Ассоциации

«ИТ Украины»

Все знают, что айтишники — это перспективно и денежно. Подростки хотят работать в IT, родители нацеливают на IT детей-выпускников. Но в чем суть работы, как происходит процесс, какие направления есть в этой сфере, какие навыков и качеств они требуют — представляют себе единицы.

На Летней школе мы даем детям первые навыки программирования и на практике показываем, как это вообще — работать в индустрии IT. Ведем детей на экскурсию в IT-компании, и они собственными глазами видят, как работают айтишники, как они отдыхают, как устроены офисы, как организован процесс.

Дети смотрят, спрашивают, какие-то их представления подтверждаются, какие-то мифы в их голове разрушаются. И они уже предметно рассуждают, насколько им подходит такая работа.

Но главное — это то, что мы берем детей без опыта программирования, и за месяц они не просто учатся работать на одном из языков программирования, а полностью разрабатывают и защищают свой программный продукт.

То есть, дети не просто смотрят, как все круто и весело в офисах у айтишников, но и на собственном опыте осознают, какой это большой труд, сколько он требует концентрации, внимания, творчества, интеллектуальных усилий.

Некоторые из тех, кто спал и видел себя программистом, поймут, что на самом деле эта работа им не подходит. Но они уже будут знать, как функционирует сфера, и смогут присоединиться к ней в другой роли: тестировщик, дизайнер, проджект-менеджер и тд.

Мы не пытаемся за месяц научить детей всем направлениям программирования. Мы выбираем какой-то конкретный язык, вместе с преподавателем, и с менторами из компаний-партнеров разрабатываем программу. Потом эту программу можно подкорректировать, в зависимости от уровня детей в наборе.

А уровень бывает самый разный: дети приходят и из профильных лицеев, и из обычных школ, где информатику преподают по остаточному принципу. Мы приветствуем каждого человека, который хочет научиться,

Случается, что родители, желая лучшего своему ребенку, регистрируют его на обучение силой. Это единственный критерий, по которому мы можем отсеять претендента при приеме.

Если ребенок в регистрационной форме пишет: «Меня мама заставила», как бы мы ни хотели его научить и мотивировать, тут точно ничего не получится.

На протяжении месяца дети занимаются трижды в неделю, по два-три часа. Первая неделя — это теоретические занятия плюс какие-то практические работы в качестве домашнего задания. Дети знакомятся с основами, начинают делать первые элементарные коды.

Следующие три недели — это сугубо практика. Ребята делятся на команды, готовят свои идеи проектов. Мы садимся с каждой командой и обсуждаем, насколько это реально сделать, и дальше уже каждая команда работает на собственную идею

Эти команды — минипроекция работы в компании. Каждый берет на себя конкретную задачу: кто-то работает с технической стороной, кто отвечает за оболочку, за маркетинговую подачу, кто-то тестирует, как продукт работает на практике.

В команде определяется тимлид — человек, который отвечает за полностью этот проект. С этой ролью отлично справляются дети, которые в прошлом году уже проходили обучение, и вернулись к нам еще раз. Таких у нас процентов десять в каждом наборе.

У них есть опыт прошлого проекта, они помнят свои ошибки, представляют, как их обойти. Такие проекты в результате получаются самыми удачными.

Казалось бы, детей должны интересовать только игры. Но примерно половина продуктов, которые берутся разрабатывать наши ученики,— это социальные проекты, причем, достаточно серьезного уровня.

В прошлом году, например, ребята сделали приложение для поиска ближайшего отделения банка. Вы задаете свою геолокацию, обслуживающий банк, и приложение выдает список ближайших отделений с текущими тарифами обмена валют. То есть, абсолютно жизненное и полезное приложение. Если добавить к нему какие-то дополнительные функции, оно сможет даже конкурировать на рынке.

Еще один мальчик создавал веб-разработку Солнечной системы. По заданным координатам можно просмотреть все ближайшие спутники, характеристики каждого, геолокацию, страну и тд. На этапе тестирования у него не все работало, но это проект потрясающего масштаба. Ему нужно посвятить точно больше, чем месяц, и у него отличные перспективы.

Это дети — седьмые, девятые, десятые классы. Я не знаю, откуда у них такие идеи. Они просто в своей повседневной жизни сталкиваются с какими-то неудобствами, с нехваткой каких-то сервисов. Придумывают способ, как это исправить, и пытаются его реализовать.

Девочки, например, у нас создали Food-бот — приложение, которое подбирает рецепты, исходя из ваших вкусовых предпочтений и продуктов, которые есть в наличии. Вы вводите данные, а бот выдает пошаговые инструкции: как приготовит первое, второе и десерт. Все это — в хорошем интерфейсе, с яркой картинкой.

На Kickstarter иногда совершенно бессмысленные идеи выстреливают, а тут — очень полезное живое приложение.

Кстати, чем дальше, тем больше к нам приходит девочек. В прошлом году их было уже 22%. Мы очень рады, что в индустрию вливается потенциал.

Практика показывает, что действительно уникальные продукты получаются именно у девочек, и ребят, которые как-то вовлечены в искусство: хорошо рисуют, или поют. Они не просто технически что-то создают, а видят вещи под совсем неожиданным углом.

Готовые продукты мы оцениваем по трем критериям. С точки зрения технологичности: уровень сложности, качество, отработка багов. С точки зрения маркетинга — насколько привлекательна оболочка, можно ли дальше дорабатывать этот проект. И с точки зрения презентации: умеют ли ребята подать и обосновать свой проект.

И, если в первых двух моментах проблем практически не возникает, то презентационных навыков подросткам сейчас катастрофически не хватает.

Возможно, это связано с тем, что школа использует преимущественно тестирования, и у детей нет возможности выступать перед другими, говорить о том, что они думают.

Бывает, что проект действительно крутой, но ребенок не знает, как донести свои мысли до жюри, теряется даже при элементарных вопросах. Поэтому мы ввели в программу еще и предзащиту. Теперь дети могут собраться с мыслями, обкатать свое выступление и получить обратную связь: где и что нужно подтянуть.

Не хватает детям и коммуникационных навыков. Тут и умение продуктивно общаться в команде, и умение договариваться, контролировать ситуацию в момент горячки, когда что-то не получается, и нужно быстро сообразить, организоваться и исправить.

Время угрюмых айтишников-одиночек прошло, сейчас работа в команде, умение взаимодействовать — это один из основных навыков.

Впрочем, так обстоят дела не только в IT, но и в любой сфере деятельности. Так что навыки, которые получают наши ученики, однозначно, помогут им в жизни.

Мы долго боролись за то, чтобы в школьную информатику ввели базовые основы программирования. Дети, которые в этом году пойдут в пятый класс, и попадут под обновленную школьную программу, кодить начнут уже в восьмом. Это круто, потому что в той же Финляндии, с ее передовым подходом к образованию, детей знакомят с программированием намного позже.

Дети, которые приходят к нам – седьмой класс и старше — не попадают под эти изменения.

Они учатся в условиях, когда в одних школах информатику преподает молодой продвинутый специалист, а в других часы вычитывает тот, кто сейчас не занят, вплоть до физрука. Особенно в сельских школах с этим большие вопросы.

У нас дети очень быстро нагоняют этот пробел. Многие приходят с нулевыми знаниями, и через месяц на выходе имеют собственноручно разработанный продукт. Если у ребенка хорошая математическая база, если он понимает логику алгоритмов, он достаточно быстро схватит суть программирования.

Кроме летней школы программирования, мы проводим в школах профориентационные встречи для старшеклассников. Рассказываем в целом об IT, о тех специальностях, которые существуют, какие навыки для них нужны.

Детям, которые задумывались об IT, эти встречи помогают «разложить все по полочкам»: чего им не хватает, какие навыки нужно подтянуть.

Те, кто еще не определился с выбором, тоже могут посмотреть в эту сторону. Потому что интернет и программы — это то, на чем строится сейчас вся наша жизнь.

Как говорит один из основателей нашей украинской компании: «Люди, которые думают, что программистов не будет, или это нерелевантная профессия, просто закрывают глаза на то, что в новом мире будут только программисты».

Автор: Наталья Ковтун, редактор UaUa.info

Следите за публикациями автора на странице в Фейсбук