Одаренные дети: чему взрослые могут научиться у детей

Автор

Одаренные дети могут многому научить взрослых. Об этом в своей речи рассказла двенадцатилетняя Адора Свитак со сцены знаменитой конференции TED Conference. Адора считает, что главное при воспитании детей — верить в их способности и возможности, не ограничивать их в творчестве и ставить перед ними сверхзадачу.

Адора знает, о чем говорит: в 7 лет она уже издала свою первую книгу, а после участия в программе "Good Morning America" стала знаменитостью национального масштаба, и начала вести в Интернете блог, в котором писала не только о своих интересах, но и делилась размышлениями о политике. В том же возрасте Андора начала читать свои лекции.

Надеемся, речь одаренного ребенка Адоры поможет и вам определиться с приоритетами в воспитании детей.

АДОРА СВИТАК: ЧЕМУ ВЗРОСЛЫЕ МОГУТ НАУЧИТЬСЯ У ДЕТЕЙ

Я хочу начать с вопроса: Когда ваше поведение в последний раз называли ребячеством? В отношении детей, таких как я, это слово применяется довольно часто. Каждый раз, когда мы просим о чем-то нелепом, безответственно себя ведем или демонстрируем любые признаки нормального американского гражданина, наши поступки называют ребячеством. И это меня сильно беспокоит.

В конце концов, посмотрите на эти события: империализм и колонизация, мировые войны, Джордж Буш. Спросите себя: Кто виноват? Взрослые.

А что сделали дети? Анна Франк тронула сердца миллионов своим рассказом о Холокосте; Руби Бриджес помогла положить конец сегрегации в США; и, совсем недавно, Чарли Симпсон помог собрать 120 тысяч фунтов для Гаити на своем маленьком велосипеде. Таким образом, показанные примеры подтверждают, что возраст абсолютно не причем.

Черты, описываемые словом ребяческий, так часто присущи взрослым, что мы должны отказаться от этого дискриминирующего по возрастному признаку слова, когда речь заходит о критике безответственного и иррационального поведения.

С другой стороны, кто говорит, что определенные типы иррационального поведения это не то, в чем сейчас нуждается мир?

Может быть, у вас были раньше грандиозные планы, но вы остановились, подумав: "Это невозможно или слишком дорого или не принесет мне выгоды".

К счастью или нет, мы, дети, не испытываем особых затруднений при обдумывании причин, почему что-то не нужно делать.

Дети могут быть полны вдохновляющих стремлений и оптимистичных мыслей, таких как мое желание, чтобы никто не был голоден или чтобы все было бесплатно.

Многие ли из вас по-прежнему могут так думать и верить в возможность этого?

Иногда знание прошлого, и прошлой ошибочности утопических идеалов может быть тяжелым бременем, потому что вы знаете, что если все будет бесплатным, запасы еды быстро истощатся, настанет дефицит и хаос.

С другой стороны, мы, дети, до сих пор мечтаем о совершенстве. И это хорошо, потому что для того, чтобы что-нибудь сделать, нужно сначала помечтать об этом.

Во многом смелость нашего воображения помогает раздвинуть границы возможного. Например, в музее стекла в Такоме, Вашингтон, есть программа "Детский Дизайн Стекла", и дети рисуют свои идеи для стеклянных фигур. И мастера, работающие в этом музее, говорят, что многие лучшие свои идеи они черпают в этой программе, потому что дети не думают об ограничениях или о том, насколько сложно выдуть стекло в определенную форму.

Они просто придумывают хорошие идеи. И когда вы думаете о стекле, вы можете воображать цветные фигуры Чихули или, может быть, итальянские вазы, но дети требуют от стеклянных дел мастеров выходить за пределы этих представлений в область убитых горем змей и мальчиков из бекона, которые, как вы знаете, обладают "мясным видением".

Дети уже многому научились у взрослых, и у нас много общего. Я думаю, взрослым следует начать учиться у детей. Я обычно выступаю перед учителями и студентами, и потому мне нравится эта аналогия. Учителю не стоит просто стоять во главе класса и говорить ученикам делать то и это. Ученикам следует обучать своих учителей. Обучение между взрослыми и детьми должно быть обоюдным.

И, кажется, взрослые имеют к детям такое преобладающе ограничивающее отношение, начиная с каждого "не делай этого", "не делай того" в школьном учебнике, до ограничений пользования интернетом в школе. Как отмечает история, режимы становятся деспотичными, когда они боятся потерять контроль. И, хотя взрослые поступают не так деспотично как тоталитарные режимы, у детей нет никакого или очень малое право голоса при установлении правил, при том, что отношения должны быть обоюдными, т.е. взрослым следует учиться и принимать во внимание желания младшего поколения.

Что даже хуже ограничения - взрослые часто недооценивают способности своих детей. Мы любим сложные задачи, но когда уровень ожиданий не высок, поверьте, мы снизимся до них.

Ожидания моих родителей относительно меня и моей сестры никак не назвать низкими. Они не говорили нам становиться докторами или адвокатами или кем-нибудь подобным, но мой папа читал нам об Аристотеле и о первых борцах с микробами, в то время как другие дети слушали детскую песенку «Колеса автобуса крутятся и крутятся». Вообще, и мы ее слушали, но борцы с микробами невероятно круче.

Я с четырех лет начала писать, и когда мне было шесть, моя мама купила мне собственный ноутбук с установленным Microsoft Word. Спасибо Биллу Гейтсу и спасибо моей маме. Я написала более 300 коротких историй на том маленьком ноутбуке, и хотела, чтобы их опубликовали. Вместо насмешек над той ересью, что ребенок хочет опубликоваться, или слов о том, что нужно подождать и повзрослеть, мои родители просто поддержали меня.

Многие издатели не стремились вдохновить меня в той же степени. Один из крупных издателей детской литературы иронично заметил, что они не работают с детьми. Издатель детской литературы не работает с детьми? По-моему, вы в этом случае теряете крупного клиента.

Один издатель, Action Publishing, решился совершить такой шаг и поверил мне, и услышал, что я хотела сказать. Они опубликовали мою первую книгу "Летающие пальцы" - вы можете увидеть ее здесь - и с того момента, о ней рассказывалось в сотнях школ, ее читали тысячи учителей, и, наконец, сегодня о ней услышали вы.

Дети вырастут и станут взрослыми, как вы. Правда, как вы? Цель не в том, чтобы дети выросли и стали взрослыми типа вас, но в том, чтобы они стали лучше, чем были вы, что может быть немного затруднительно, принимая во внимание ваши заслуги.

Ведь цель прогресса в том, чтобы новые поколения и новые эры росли и развивались и становились лучше предыдущих. По этой причине мы давно уже не в средневековье. Не важно, какая у вас позиция в жизни, необходимо создать возможности для детей, чтобы мы могли вырасти и превзойти вас. Вам нужно послушать и поучиться у детей и довериться нам и большего от нас ожидать.

Вы должны выслушать нас сегодня, потому что мы лидеры завтрашнего дня, и это мы будем заботиться о вас, когда вы будете старыми и немощными. Ладно, шучу. Правда, мы же будем следующим поколением, теми, кто продвинет мир вперед.

АДОРА СВИТАК - ЧЕМУ ВЗРОСЛЫЕ МОГУТ НАУЧИТЬСЯ У ДЕТЕЙ (ВИДЕО)