«Не хочу развивать творческую свободу»: как демократическая школа воспитывает требовательность

«Не хочу развивать творческую свободу»: как демократическая школа воспитывает требовательность

Демократический подход в образовании в Украине пока еще в новинку. Он применяется только в частных или альтернативных школах и большинством воспринимается, как нечто экзотическое. Но в израильской системе образования он давно является обязательным и уже приносит свои плоды.

Светлана Дорошева, мама троих детей и блогер, поделилась мнением своего старшего сына о том, почему он «устал» от демократической школы, в которой проучился 9 лет.

Это пост о том, какими вырастают дети в подобной системе образования: анализирующими, уверенными в себе, требовательными. Это пост о том, что все дети разные и не найти единственно верного подхода, который подойдет всем. А также эта история показывает, что система образования всегда будет отставать от нового поколения.

Важно понимать, что в Израиле младшая и средняя школа везде без исключения строятся на демократическом подходе: учителя поддерживают, проявляют мягкость и гибкость, поощряют высказывать свое мнение все 9 лет, в средней школе делают акцент на анализе информации.

А старшая школа в Израиле отличается своими подходами в разных учебных заведениях, и ребенок может выбирать, где продолжит обучение.

«Не хочу развивать творческую свободу»: как демократическая школа воспитывает требовательность - изображение №1

Светлана Дорошева,

блогер

О пытке демократическим подходом в образовании

Алеша в следующем году переходит в старшую школу (с 10 по 12 класс). Он выбрал одну из самых консервативных школ в городе, со "старым реакционным подходом", в нашем понимании. Аргументы такие:

«Я больше не могу всего этого выносить. Все эти "Ты справишься! Я верю в тебя!" "Ну, ничего, что не сделал домашнего задания, не страшно". "Не успел экзамен? Хочешь дополнительный час? А калькулятор хочешь? Можешь воспользоваться телефоном и погуглить. Все получится!" "Не получилось? Не расстраивайся, ты очень умный и во всем разберешься!" При том, что я даже не пытался. Я просто сказал, что не получилось, потому что мне было лень решать эти десять страниц».

«Мне надоело, что у меня столько свободного времени. Мне ничего не надо делать. Мне все сходит с рук. Мне все разрешено, потому что "ничего не страшно", "все в меня верят", и вообще "все уникальные, в своем темпе, все гении, креативные и прекрасные!"

«У нас однажды был учитель математики на замене. Он перевернул мое отношение к предмету. Он зашел в класс - все орут, все в телефонах, все делают, что хотят - и через минуту была тишина. Он никому не улыбался, не делал вид, что он наш друг или что мы ему нравимся. Он не устанавливал с нами контакта!

Он тупо выгонял тех, кто говорил, и все заткнулись. Потом он тупо отчитал тему, четко и ясно. Без лирики, без игр, без отступлений, без кино, без историй. Задал вопросы. Попросил вывести определение прямоугольника через параллелепипед. Если даже ты знал, но неправильно формулировал - в стиле "прямоугольник - он...", а не "прямоугольник - это..." - то он не дослушивал и сажал на место с "неудом".

Я был очарован. Я смотрел ему в рот весь урок. У меня ни разу не возникло желания заговорить с другом или посмотреть, что там у него в инсте. В тот день я сделал всю домашку, никуда не заглядывая, потому что я и так все знал, понял и помнил. Он потряс меня. Я не знал, что так вообще бывает».

«Я не хочу учителей в друзьях. Они ходят с нами в походы, играют с нами в игры, разговаривают о жизни в арабских забегаловках на экскурсиях в Иерусалим... На перемене, если встречаешься с учителем, то начинается... "Дай пять", разговоры за жизнь, все такие милые. А я хочу, чтоб было как с тем учителем математики. Если он тебя вообще заметит, то ты чувствуешь себя королем! А если не просто кивнет, а помашет, то это честь, честь! А не вот это все улыбчивое, типа "все мы тут счастливы друг другу!"

«Я не хочу рассказывать свое мнение в качестве учебного материала. Я не хочу "что вы про это думаете?" и "о, какая интересная мысль!" Просто проведите мне урок истории, и все! Не надо развивать во мне мышление, просто дайте информацию. Вот как тот учитель. Тупо изложил про прямоугольники, всем роздал по сусалам, чтоб работали, и был таков».

«Я не хочу, чтоб во мне развивали творческую свободу. Я хочу, чтоб как в Англии (он имеет в виду свои поездки в летнюю английскую школу): даже когда я делал презентацию по "Саду земных наслаждений" и казался себе гениальным, меня завернули, потому что "точки сначала научись ставить в конце предложений, да? Не такой уж ты и бэтмэн. Также, мы ценим твое мнение, но и фактический материал учитывай. Иди читай, неуч! Работай давай."

Во второй раз я сдал блестяще и был лучшим на потоке, но я хочу, чтобы мне ткнули в то, где я дебил! А не вот это все "о, какой умный мальчик! как прекрасно! как глубоко! давайте прослушаем следующего гения! Что? У тебя тут две козы из носа вместо реферата размазаны? Ну, ничего, наверное, ты очень старался! Расскажешь нам свое бесценное мнение, когда будешь готов..."

Человек, измученный демократическим образованием, истерзанный свободой самовыражения и сломленный поддерживающей средой не мог заткнуться полтора часа, описывая в качестве своей мечты тот тип школы, которого наше поколение старалось всеми силами избежать для своих детей. Не давал нам вставить ни слова: "Я сказал, что пойду в эту школу, и все! Можете быть несогласные!" Да мы согласные, просто удивились глубине травмы. Вот же человек - сплошное противоречие, нет ему покоя.

На детях хорошо видно, из каких противоречий мы, люди, созданы. Человек сложен и удивителен; он не укладывается ни в какую коробочку - ни в плохую, ни в хорошую - ни в какую не укладывается и все тут. Людям особенно некомфортно, что неудобными могут быть дети.

Демократия предполагает, что человек имеет право на непопулярное для нас, демократов, решение. И наше дело - побыть рядом с той самой поддерживающей средой: если дело пойдет - порадоваться вместе с человеком за правильный выбор, а если нет - помочь переиграть без вопросов и назиданий.